Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 643   644   645   646   647   648   649   650   651  652   653   654   655   656   657   658   659   660   661  » »»

В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм:  философия  признается
лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между  собою
(освобожденных от противоречий); забывая допущенное  им  различие  между
формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме
того, что дано  в  реальном  опыте.  4)  В  заключение  ко  всему  этому
присоединяется  в  системе  В.  весьма  заметный  гегельянский  элемент:
отрицается идея субстанции,  пребывающего  субъекта,  признаются  только
процессы;  действительным  бытием  в  конце  концов  оказывается  только
духовная  деятельность,  частью  индивидуальная,  частью   коллективная,
создающая духовные продукты безотносительной  ценности,  каковы:  наука,
искусство, религия, в особенности же государство. Указанные  разнородные
элементы не  сведены  в  системе  В.  к  внутреннему  единству;  никакой
центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное  впечатление  производит
только высокий этический дух, веющий  над  всеми  рассуждениями  автора:
бескорыстное служение общим духовным целям человечества  составляет  для
В. единственное  истинное  благо.  Значение  В.,  как  философа,  весьма
относительно:  в  ряду  современных  (довольно  многочисленных)  авторов
философских  систем  В.  бесспорно  занимает  одно   из   первых   мест.
Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма  обстоятельная  и
(сравнительно) хорошо написанная  статья  о  гипнотизме  и  внушении,  в
издаваемом   им   сборнике   философских   этюдов.    Признавая    факты
гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких  мнимых,
как  ему  кажется,  мистических  объяснений,  от  всякой  связи  с   так
называемым   оккультизмом,   к   которому   он   относится    безусловно
отрицательно; в заключение он  предостерегает  от  практических  занятий
гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить
эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.

   Сочинения Вундта:  "Beitrage  zur  Theorie  der  Sinneswahrnehmungen"
(Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц.,
1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d.  Physiologie
d.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome  und  ihre
Beziehung  zum  Causalprincip"  (Эрланген,  1866);  "Untersuchungen  zur
Mechanik  d.  Nerven   und   Nervencentren>   (1871);   "Grundzuge   der
physiologischen Psychologie"  (Лейпц.,  1873-74;  3-е  изд.  1887;франц.
перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880);
"Ueber die Aufgabe der Philosophie  in  der  Gegenwart"  (Лейпц.,  1874;
русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die
Erfahrungswissenschaften" (Лейпц.,  1876);  "Der  Spiritismus"  (Лейпц.,
1879); "Logik" (Штуг.,  1880-  83);  "Essays"  (Лейпц.,  1885):  "Ethik"
(Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88);  "System  der
Philosophie" (Лейпц., 1889); "Philosophische Studien" (с  1881  -сборник
статей Вундта и его учеников).

   Литература о В.: Henri Lachelier.  "La  Theorie  de  connaissance  de
Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre  vom
Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh." 1881);  O.
Flugel "Ueber Wundt's  Erkenntnisslehre"  ("Z.  f.  Exacte  Phil."  XII,
1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques  dans  l'ecole  de  Wandt"
("Revue phil." XIX, 1885); Achelis, "Wandt's Philosophie" ("Z. f.  Phil.
u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wandt" ("Nord u. Sud", 1887);  А.
Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып.  I,  Воронеж,  1889);  "Идеал
новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн.  7);  "Логическая
теория Вундта" ("Русское  Богатство",  1884);  Л.  Оболенский,  "Система
философии В." ("Русское Богатство", 1889);  А.  Волынский,  <Заметка  об
этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же,  "Наука  и  философия",
критический  обзор  главнейших  произведений  В."  ("Северный  Вестник",
1890); Г.  Челпанов,  "Общие  результаты  психометрических  исследований
лейпцигской психологической лаборатории и их  значение  для  психологии"
("Русская Мысль", 1889); Я.  Колубовский,  "Психологическая  лаборатория
В." ("Русское Богатство", 1890).
   Вл. Соловьев.
   Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней  земной  жизни
Иисуса  Христа.  Собиравшиеся  отовсюду  к  большим   праздникам   толпы
богомольцев  имели  обыкновение  входить  в   город   торжественно,   со
всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в  отличие  от
прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно  заявить  о  себе,
как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его
царственный предок Давид, именно  сидя  на  осле.  Это  животное  высоко
ценилось и ценится на Востоке. В. произошел  9  нисана.  Ученики,  чтобы
выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с  себя  плащи  и
сделали  из  них  сиденье  на  осле,  а  народ  стал   устилать   дорогу
свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как  это
было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда  шествие
двинулось  чрез  гору  Елеонскую,  то  ученики  воскликнули  (слова  117
псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий  во  имя  Господне!
Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо  и
громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,
ожидающей город (Ев. от Луки,  XIX,  42  -  44).  Торжественная  встреча
Христа возбудила негодование и  страх  между  фарисеями;  приписывая  ее
устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети  ученикам
твоим!" Христос, пользуясь обычным в  Иудейской  литературе  выражением,
отвечал им: "Если  они  умолкнут,  то  камни  возопиют".  Когда  шествие
приблизилось к стенам самого  города,  то  весь  Иерусалим  охвачен  был
необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители,  и  приверженцы
Христа  восторженно  отвечали:  -  "Это  Иисус,   пророк   из   Назарета
Галилейского". По  обычаю,  Христос  направился  к  храму  и  там  дети,
вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали  ему:  -
"Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили  Его  внимание
на это, то Он отвечал им: -  "  Разве  вы  никогда  не  читали:  из  уст
младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется  в
так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни
Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус  Христос"
(оба сочинения имеются на русском языке).
   А. Л.
   Праздник входа в  Иерусалим  Спасителя,  в  неделю  цветную  (вербное
воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в  XVI  веке.  Крестный
ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота,  к
собору Покрова Богородицы на  Рву  (Василию  Блаженному);  по  окончании
установленного молитвословия  на  Лобном  месте,  возвращались  назад  и

Страницы: «« « 643   644   645   646   647   648   649   650   651  652   653   654   655   656   657   658   659   660   661  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь