|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 » »» В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается
лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою
(освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между
формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме
того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому
присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент:
отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только
процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только
духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная,
создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука,
искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные
элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой
центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит
только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора:
бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для
В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма
относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов
философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест.
Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и
(сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в
издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты
гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых,
как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так
называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно
отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий
гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить
эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
Сочинения Вундта: "Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen"
(Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц.,
1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie
d.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome und ihre
Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur
Mechanik d. Nerven und Nervencentren> (1871); "Grundzuge der
physiologischen Psychologie" (Лейпц., 1873-74; 3-е изд. 1887;франц.
перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880);
"Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпц., 1874;
русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die
Erfahrungswissenschaften" (Лейпц., 1876); "Der Spiritismus" (Лейпц.,
1879); "Logik" (Штуг., 1880- 83); "Essays" (Лейпц., 1885): "Ethik"
(Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88); "System der
Philosophie" (Лейпц., 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 -сборник
статей Вундта и его учеников).
Литература о В.: Henri Lachelier. "La Theorie de connaissance de
Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom
Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh." 1881); O.
Flugel "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. Exacte Phil." XII,
1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'ecole de Wandt"
("Revue phil." XIX, 1885); Achelis, "Wandt's Philosophie" ("Z. f. Phil.
u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wandt" ("Nord u. Sud", 1887); А.
Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал
новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая
теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система
философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, <Заметка об
этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же, "Наука и философия",
критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник",
1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований
лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии"
("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория
В." ("Русское Богатство", 1890).
Вл. Соловьев.
Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни
Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы
богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со
всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от
прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе,
как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его
царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко
ценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобы
выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и
сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу
свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это
было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие
двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117
псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и
громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,
ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42 - 44). Торжественная встреча
Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее
устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам
твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением,
отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие
приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был
необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы
Христа восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из Назарета
Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети,
вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: -
"Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание
на это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из уст
младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в
так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни
Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос"
(оба сочинения имеются на русском языке).
А. Л.
Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербное
воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный
ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к
собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании
установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и
Страницы: «« « 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |