Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 » »» В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей. Сочинения Вундта: "Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen" (Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц., 1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie d.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren> (1871); "Grundzuge der physiologischen Psychologie" (Лейпц., 1873-74; 3-е изд. 1887;франц. перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880); "Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпц., 1874; русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften" (Лейпц., 1876); "Der Spiritismus" (Лейпц., 1879); "Logik" (Штуг., 1880- 83); "Essays" (Лейпц., 1885): "Ethik" (Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88); "System der Philosophie" (Лейпц., 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 -сборник статей Вундта и его учеников). Литература о В.: Henri Lachelier. "La Theorie de connaissance de Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh." 1881); O. Flugel "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. Exacte Phil." XII, 1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'ecole de Wandt" ("Revue phil." XIX, 1885); Achelis, "Wandt's Philosophie" ("Z. f. Phil. u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wandt" ("Nord u. Sud", 1887); А. Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, <Заметка об этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же, "Наука и философия", критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник", 1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии" ("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория В." ("Русское Богатство", 1890). Вл. Соловьев. Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе, как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко ценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобы выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117 псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели, ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42 - 44). Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением, отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы Христа восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети, вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: - "Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание на это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос" (оба сочинения имеются на русском языке). А. Л. Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербное воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и Страницы: «« « 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |