Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 642   643   644   645   646   647   648   649   650  651   652   653   654   655   656   657   658   659   660  » »»

Geltung nach der  Civilprozessordnung  des  Deutschen  Reichs"  (Мюнхен,
1882); Pollak, "Die Widerklage" (Лейпциг, 1889); Gamain,  "Des  demandes
reconventionnelles et de la compensation judic. en droit franc"  (1885);
Иосилевич, "О встречных исках" ("Журн. гражд. и угол.  права",  1885,  ј
6).
   А. Я.
   Второе пришествие Христово.  Иисус  Христос  неоднократно  говорил  о
Своем втором пришествии на землю (Мат. 16, 27; 24, 27; 25, 31.  Map.  8,
38. Лук. 12. 40), о нем ясно учат и апостолы (1 Иоан. 2, 28; 1  Кор.  4,
5; 1 Сол. 5, 2 - 6) и потому оно было общим  убеждением  Церкви  во  все
времена и вошло почти во все древние символы.  По  ясным  указаниям  Св.
Писания, Церковь второе пришествие Христово признает  чувственным  и  не
смешивает,  как  делают   иногда   рационалистические   толкователи,   с
какими-нибудь чрезвычайными, но  тем  не  менее  невидимыми  посещениями
Божими Церкви. По словам И. Хр., второе Его пришествие  и  будет  видимо
всеми, как внешнее (Мат. 24, 30; Map. 13,  26;  Лук.  21,  27).  И.  Хр.
придет на землю также видимо, как видимо вознесся на  небо  пред  своими
учениками (Деян. 1, 11). Второе пришествие И. Христа будет  славным:  Он
явится не уничиженным сыном человеческим,  как  в  первый  раз,  но  как
истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мат. 24, 30; 16,
27. Map. 8, 38. 1 Солун. 4, 16 и проч.). Это славное пришествие будет  в
то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.
И. Хр. и апостолы не только не  указывают  определенно  на  день  и  час
второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности  для  человека
знать это (Мат. 24, 36; Деян. 1, 6 - 7; 2 Петр. 3, 10 и  др.).  Впрочем,
они указали некоторые признаки этого времени,  как  то:  распространение
проповеди евангельской по  всему  миру,  всем  народам  (Мат.  24,  14),
оскудение веры и любви в людях (Лук. 18,  8.  Мат.  24,  12)  и  явление
антихриста. Брань антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению,
будет продолжаться три с половиной года и  с  окончанием  этого  времени
совпадет пришествие Христово.
   П. В.
   Вулкан (Vulcanus, он же Mulciber, т. е. плавильщик - божество огня  и
металлургии, по мнению Варрона, перешедшее к римлянам от сабинцев. Слово
Vulcanus не имеет бесспорной этимологии  в  латинском  языке.  Культ  В.
первоначально был связан  с  человеческими  жертвоприношениями.  На  это
указывает известие Варрона, подтверждаемое другими  писателями,  что  во
время празднества вулканалий народ бросал живых рыб и других животных  в
огонь, принося их в жертву вместо человеческих душ. На антропофагический
характер культа указывает также  миф  о  сыне  В.,  огнедышащем  людоеде
Какусе, который жил на Авентинской горе, в пещере, окруженной  остатками
пожранных им человеческих тел. - Древние римские  писатели  упоминают  о
супруге В., называя ее одни - Майей, другие - Майестой.  Поэты  золотого
века, отождествляя В. с греческим Гефестом, сочетают его  с  Венерой.  -
Сынами В. от смертных женщин почитались римский  царь  Cepвий  Туллий  и
основатель города Пренесты Цекул. - В Риме у Вулкана был  очень  древний
храм, около которого собирались  народные  собрания.  Жрец  (flamen)  В.
принадлежал к низшему разряду жрецов и был из плебеев. Кроме  упомянутых
вулканалий В. было посвящено празднество 23 мая,  тубилустрий  (очищение
труб, т.е. духовых инструментов, которые, как металлические,  относились
к его искусству), а также ему приносили  жертвы  на  праздники  тибрских
рыбаков, 7 июня.
   Вл. Соловьев.
   Вундт - (Вильгельм Макс  Wundt)  -  знаменитый  немецкий  психолог  и
физиолог, один из основателей экспериментальной  психологии  (называемой
также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в
Баденском великом герцогстве, изучал медицину  в  Тюбингене,  Берлине  и
Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии,  а  в  1864  г.
сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был  приглашен  в
Лейпциг для занятия кафедры философии.  Психофизика,  которой  посвящены
важнейшие ученые работы В., имеет  своей  задачей  определить  точнейшим
образом, путем экспериментов, соотношение между изменением  элементарных
психических  состояний  и  соответствующим  изменением   физиологических
раздражений.  Постоянство  и   правильность   этого   соотношения,   при
невозможности вывести физическое бытие из  психического,  или  наоборот,
навели В. на  философский  взгляд  (высказанный  им  еще  в  раннем  его
сочинении о душе человека и  животных),  что  психические  и  физические
процессы суть две  стороны  одного  и  того  же  действительного  бытия,
которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть
взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном
телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и  той
же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда,
а присоединил к нему в дальнейших  своих  философских  трудах  и  другие
разнородные  точки  зрения.  В  его  капитальном  философском  сочинении
"System  der  Philosophic"  мы  находим  следующие  основные  мысли:  1)
упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным  истинного  познания
В.  признает  представление,  которое  есть  вместе  с  тем  и   предмет
представления (Vorstellungsobject), т. е.  такой  модус  действительного
бытия,  в  котором  атрибут  мышления  неразрывно  связан  с   атрибутом
протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем.  Нашему
познанию  ничто  не  доступно,  кроме  наших  собственных   субъективных
состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение  ума;  а  не
что-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся  трехчастная  или
трехстепенная система познания: сначала чувственное  или  восприятельное
познание (Wahrnehmungserkenntniss),  в  котором  В.,  по  следам  Канта,
различает  материальное  содержание,  данное  в  ощущениях,   и   форму,
представляемую пространством и временем; этою низшей  ступенью  познания
ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень -  рассудочное
познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые
обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления:
расчленяя данные  комплексы  явлений  на  отдельные  части  и  определяя
зависимость этих частей друг от друга;  наконец,  на  третьей  и  высшей
ступени  -  в  разумном  познании  (Vernunfterkenntniss)  наше  мышление
переходит за  пределы  всякого  опыта,  пытаясь  завершить  его  в  двух
направлениях   -   абсолютной   целости   (Tolalitat)    и    абсолютной
(элементарной)   единичности;   отсюда    происходят    космологические,
онтологические и психические  идеи,  которые  В.  частью  признает,  как
гипотезы,  долженствующие   всегда   остаться   гипотезами   (абсолютное
всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции  (душа  в
смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент  в  миросозерцании

Страницы: «« « 642   643   644   645   646   647   648   649   650  651   652   653   654   655   656   657   658   659   660  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь