Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 639   640   641   642   643   644   645   646   647  648   649   650   651   652   653   654   655   656   657  » »»

следующие 20-ть: Никейский 1  325  г.,  Константинопольский  1  381  г.,
Ефеский 431 г., Константинопольский II 553 г.,  Константинопольский  III
680 - 682 г., Никейский II 787 г., Константинопольсий IV 869 - 870  гг.,
Латеранский 1 1123 г., Латеранский II 1139 г., Латеранский III 1179  г.,
Латеранский IV 1215 г.,  Лионский  1  1245  г.,  Лионский  II  1274  г.,
Вьенский 1311 г., Констанцский  1414  -  18  гг.,  Базельский  1431  г.,
Флорентинский 1439, Латеранский V 1512 - 1516, Тридентийский 1545 - 63 и
Ватиканский 1869 - 1870 гг. В то время, когда Западная церковь  состояла
в единении  с  вселенской  Православной  церковью,  значение  вселенских
соборов, как по отличительным их признакам, так и по  власти  в  церкви,
понималось  в  ней  совершенно  одинаково  с  тем,  как  понимается  оно
Православной церковью и в настоящее время. Но в средние века,  в  период
XII - XIV  вв.,  во  времена  развития  преобладания  на  западе  Европы
владычества  римских  пап,  сложился   особый   тип   соборов,   которые
Римско-католической церковью  называются  вселенскими,  но  которые,  по
составу своему и по содержанию деятельности, заключают в  себе  признаки
общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими:  на
этих соборах римский папа получил признание с преобладающим  пред  всеми
иерархами христианской церкви значением. Бывшие  в  XV  веке  на  западе
Европы так называемые реформационные соборы - Констанцский и  Базельский
- признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие  за
тем  соборы,  признаваемые  в  Римско-католической  церкви  вселенскими,
стремились  возвратить  папе  средневековое   преобладающие   над   ними
значение.   На   Ватиканском   соборе,   с    провозглашением    догмата
непогрешимости папы, В.  собор  в  Римско-католической  церкви  навсегда
получил значение совета епископов при папе. Такое значение признается за
В. собором и в действующем праве Римско-католической церкви.
   Всемирный потоп составляет предмет одного из  самых  распространенных
народных  преданий.  По  Библии,  после  грехопадения  род  человеческий
разделился на добрых и злых; последние начали брать  перевес.  При  виде
разнузданных пороков людей "раскаялся Господь, что  создал  человека  на
земле". Среди  погрязшего  в  грехах  человечества  оставался  еще  один
благочестивый человек. Ной со своим семейством,  и  вот  ему-то  Господь
сделал откровение о своем решении  истребить  все  живущее  на  земле  и
повелел ему построить ковчег, на котором он  мог  бы  спастись  с  своим
семейством. Ковчег строился по точному предписанию  свыше  -  из  дерева
гофер (вероятно, кипариса) - и был осмолен внутри и снаружи.  Длина  его
была 300 локтей, ширина 50 локтей  и  высота  30  локтей.  Если  считать
библейский локоть в 21 дюйм (или 12 вершков), то это составит  525  фут.
длины, 871/2 ширины и 521/2 высоты. В 1609 г. один голландец, Петр Янсен
в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и  оказалось,
что при такой форме корабль  представляет  гораздо  большую  вместимость
(именно на одну треть), чем при обычной форме  построения  кораблей.  На
верху ковчега было сделано  длинное  отверстие,  в  локоть  ширины,  для
доступа света и воздуха, а сбоку - дверь. Он состоял из трех ярусов,  со
множеством отделений в них. Последние предназначались для тех  животных,
которых Ной также должен был взять с собой (по семи пар чистых и по паре
нечистых), а также и жизненных припасов. Ко времени окончания построения
ковчега Ною было уже шестьсот лет от роду. Долготерпение Божие  все  еще
ожидало пробуждения покаяния в людях; но все было  напрасно.  Тогда,  не
видя  больше  никакой  надежды  на  раскаяние  греховного  человечества,
Господь повелел Ною войти в ковчег. Ной повиновался и вошел в  ковчег  с
своими тремя сыновьями, Симом, Хамом и Яфетом, с своей женой и с  женами
своих сыновей,  захватив  и  всех  отобранных  животных.  По  прошествии
семидневного срока  "своды  потопа  пришли  на  землю,  разверзлись  все
источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился  на  землю
дождь сорок дней и сорок ночей". "Истребилось всякое  существо,  которое
было на поверхности всей земли, остался только Ной, и что было с  ним  в
ковчеге". В течение пяти месяцев все было покрыто водой и только с этого
времени началась убыль. Ковчег остановился на  горах  Араратских.  Когда
земля совсем обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем ровно один год)
и распустил животных для размножения на земле. В благодарность  за  свое
спасение он принес жертву Богу и  получил  торжественное  обещание,  что
впредь уже никогда не  будет  потопа.  Знаменем  этого  обетования  была
указана радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не
дождь потопа, а дождь благословления (Быт. VI - IX).
   В богословской науке  не  раз  возбуждался  вопрос,  в  каком  смысле
понимать всемирность потопа - в безусловном, или относительном?  Древние
толкователи  разумеют  потоп  всемирным  в   безусловном   смысле,   как
действительно покрывавший всю землю и следовательно  все  погубивший  на
ней. Этого воззрения продолжает держаться наша богословская наука. Но  и
среди нее в последнее время начинают появляться мнения,  склоняющиеся  к
другому  воззрению  на  потоп,  которое  понимает  его   всемирность   в
относительном смысле, именно в смысле потопления лишь той площади земли,
по которой успело расселиться  человечество.  Это  воззрение  все  более
прививается в западноевропейской богословской  науке,  и  в  пользу  его
высказываются такие авторитеты  как  профессор  Рейш,  автор  известного
сочинения "Bibel uud  Natur",  аббат  Вигуру  и  др.  И  это  воззрение,
принимающее  во   внимание,   между   прочим,   новейшие   геологические
исследования,  нисколько  не  противоречит  библейскому   повествованию.
Указанные библейские выражения вовсе не означают непременно всей полноты
обнимаемого ими понятия, а суть своего  рода  гиперболы,  имеющие  своею
целью  сильнее  запечатлеть  нравственный   смысл   повествования.   Эти
выражения находят себе близкую параллель в таких изречениях,  как:  "все
страны приходили в Египет  к  Иосифу  покупать  хлеб"  (Быт.  XLI,  57),
"собрались в Иерусалим Иудеи из всех народов под  небесами"  (Деян.  II,
5), хотя это вовсе не значит, что у Египта во  времена  Иосифа  покупала
хлеб даже Америка, или в Иерусалиме  во  время  праздника  пятидесятницы
были представители даже Австралии. Подобный  род  выражений  был  вообще
свойствен древним народам Востока, и египтяне, напр., часто  под  словом
"вся земля" разумели просто верхний и нижний Египет.
   Библейское повествование о потопе находит себе аналогию  в  преданиях
других  народов,  у  которых  также  сохранилась  память  о  необычайной
катастрофе,  некогда  погубившей  первобытное   человечество.   Подобные
предания, конечно не всегда полные и  обстоятельные,  распространены  по
всему земному шару. В ближайших к Палестине странах  предание  о  потопе
сохранилось с  наибольшей  ясностью.  Халдейское  сказание  (частью  уже
известное  по  Берозу),  открытое  в  1872  г.  английским  ассириологом
Джорджем Смитом в знаменитой ниневийской библиотеке Ассурбанипала, почти
вполне соответствует библейскому рассказу. Предание собственно о  потопе

Страницы: «« « 639   640   641   642   643   644   645   646   647  648   649   650   651   652   653   654   655   656   657  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь