Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 629   630   631   632   633   634   635   636   637  638   639   640   641   642   643   644   645   646   647  » »»

была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в  повиновении  у
родителей. У индусов и древних египтян воспитывали для известной  касты,
так что дитя воина или жреца воспитывалось  иначе,  чем  ребенок  других
каст: каждый человек должен быть  полезен  для  своей  касты  и  никакой
общечеловеческой цели  воспитания  не  существовало.  У  древних  персов
юношей  воспитывали  многостороннее:  они  должны  были  быть  храбрыми,
откровенными, любить добродетель и гнушаться пороков; но это  относилось
к мальчикам, и все воспитание имело  утилитарный  характер,  подготовляя
юношей  высшего   класса   общества   к   военной   и   административной
деятельности. В. у спартанцев имело некоторое сходство с  воспитанием  у
персов: по законам Ликурга, воспитание в Спарте было общественным,  т.е.
все дети воспитывались  сообща  под  надзором  правительства.  Мальчиков
приучали к умеренности, выносливости, терпению и дисциплине; посредством
телесных упражнений их готовили к военной  службе.  Все  это  относилось
только к господствующему классу, именно спартиатам. У афинян воспитывала
прежде всего семья,  но  государство  облегчало  обязанности  родителей,
поощряя некоторые учреждения, где дети получали  телесное  и  умственное
образование. Идеал воспитанного  человека  был  у  афинян  шире,  чем  у
спартанцев: от молодого человека требовали, чтобы он был не только силен
и ловок на войне, но умел бы выказать эти  качества  и  на  общественных
играх; кроме того, красивая речь, знакомство с музыкой и родной поэзией,
а  также  некоторая  ученость  составляли  необходимые  качества  хорошо
воспитанного афинянина. Римляне много  заимствовали  относительно  В.  у
греков: сначала у них преобладали дорические, т. е. спартанские  правила
В.,  а  потом,  во  время  могущества  Римской  империи,  богатые  юноши
воспитывались  греческими  рабами  более  по   афинскому   образцу.   Но
отличительной  чертой   римского   воспитания,   особенно   во   времена
республики, следует считать любовь к отечеству, которая  была  возведена
до культа и была побудительной  причиной  многих  героических  подвигов.
Следует еще заметить, что у римлян воспитание женщины стояло выше, чем у
греков. У древних евреев целью воспитания было сделаться угодным  Иегове
и научиться исполнять Его завет;  все  остальные  цели  воспитания  были
второстепенными.  По  учению  Спасителя,  воспитание  есть   необходимое
следствие божественного происхождения души человека:  душа  должна  быть
развиваема, потому что она по своему  высокому  происхождению  в  высшей
степени достойна развития, и оставлять ее в темноте  и  невежестве  есть
тяжкий  грех.   Отсюда   проистекает   обязательное   воспитание   детей
родителями, духовенством и всеми лицами,  власть  имеющими,  а  также  и
полное равенство прав на воспитание  всех  людей,  без  различия  полов,
племен и состояний. Так как в начале христианства апостолы и отцы церкви
много раз указывали духовенству на их  обязанность  учить  прихожан,  то
отсюда возникает  господство  церкви  над  воспитанием  и  тесно  с  ним
связанным обучением во все средние  века.  Благотворное  в  начале,  это
влияние духовенства совершенно меняет свой характер, когда  христианство
распространилось  по  всей  Европе  и  духовенство  на   Западе   сильно
уклонилось  от  первоначальной  чисто  нравственной   цели   воспитания.
Началось господство схоластики, где мертвая буква заменила  живой  закон
Спасителя. В. и наука стали прислужницами  церкви  (ancillae  ecclesiae)
или,  лучше  сказать,  западного  духовенства,  которое  мало  думало  о
воспитательной цели, а старалось  в  школах  только  обучить  латинскому
языку, как языку богослужения и науки. На Востоке духовенство не  лишало
народ знакомства со Священным Писанием  на  родном  языке.  Рыцарство  в
средние века на Западе воспитывало своих детей особенно, и В. это  имело
некоторые хорошие стороны: рыцари старались развить в  детях  понятие  о
чести, заботились о физическом их  развитии  и  знакомили  их  с  родным
языком и его литературой.  В  эпоху  Возрождения  снова  стали  обращать
внимание на идеалы В. древних греков и  римлян,  и  это  дало  несколько
другое направление педагогике того  времени.  Реформация  имела  большое
влияние на улучшение понятия о  воспитании:  все  реформаторы:  Кальвин,
Лютер и  другие  старались  вернуть  своих  приверженцев  к  первобытным
христианским идеалам воспитания; требовали, чтобы  духовные  лица  учили
детей прихожан или по крайней  мере  наблюдали  за  их  обучением,  и  в
переводе Священного Писания дали им хороший материал для  назидательного
чтения. В странах, где  распространилось  лютеранское  и  протестантское
вероучение, возникает  обязательное  обучение.  Католики,  видя  сильное
распространение Реформации, стараются бороться  против  ее  и  учреждают
орден иезуитов. Орден этот с особенной ревностью берется  за  воспитание
юношества и повсюду распространяет свои школы, которых  главная  цель  -
воспитание явных приверженцев католической церкви и иезуитского  ордена,
но у которых нельзя отрицать известных хороших сторон. Иезуиты обставили
свои школы с внешней стороны превосходно: учили толково, поощряли успехи
всякими, правда,  не  всегда  похвальными  средствами,  и  без  особенно
строгих  мер  так  сильно  действовали  на  своих   воспитанников,   что
воспитание их  было  необыкновенно  интенсивно.  Даже  инославные  стали
подражать Иезуитам в устройстве школ; так несомненно, что в XVI  и  XVII
вв.  православные  духовно-учебные  заведения  заимствовали  у  Иезуитов
некоторые части учебной программы и самое устройство  училищ.  В  первой
половине XVII столетия знаменитый чех Амос  Коменский  впервые  в  своей
"Великой  дидактике"  сделал  научный  свод  педагогических   положений,
основанных на христианстве и  указал  будущим  поколениям  чистый  идеал
воспитания, сообразный с природой человека и одинаковый для  людей  всех
народностей и всех вероисповеданий. Это был значительный  шаг  вперед  в
педагогическом деле,  и  последующие  деятели  уже  редко  отступали  от
начертанного  Амосом  Коменским  пути.  Развитию  школ,   способствующих
образованию низших классов народа, чтобы  распространить  в  этой  среде
христианские начала воспитания,  много  способствовали  во  Франции  Жан
Батист Дела-Саль ( 1651 - 1718), основатель ордена братьев  христианских
школ (Freres de la doctrine chretienne), а в Германии А. Франке (1663  -
1724), а против схоластического взгляда на воспитание писал  еще  раньше
Монтень (1533 - 1592). В конце  XVII  столетия  Фенелон  написал  первый
трактат о воспитании девиц и "Телемака", книгу, которая долго  считалась
образцовой для чтения юношества. Почти  одновременно  с  ним  англичанин
Джон Локк издал свои мысли о воспитании,  в  которых  дает  практические
советы  о  физическом  воспитании  детей  и   утилитарные   указания   о
нравственном воспитании и обучении. Книга Локка имела большое влияние на
воспитание детей в богатых семействах, и с тех пор замечается у  знатных
особ  всех  народностей  стремление  воспитывать  детей  по  английскому
образцу. Кроме того, Локк своим сочинением  о  человеческом  разуме  дал
сильный толчок развитию опытной психологии,  которая,  в  свою  очередь,
имела влияние на педагогические взгляды последующих деятелей. Но едва ли

Страницы: «« « 629   630   631   632   633   634   635   636   637  638   639   640   641   642   643   644   645   646   647  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь