Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 914   915   916   917   918   919   920   921   922  923   924   925   926   927   928   929   930   931   932  » »»

обязанность подчиненного и,  вместе  с  тем,  основной  признак  понятия
воинской  Д.  Второй  признак   -   обязанность   подчиненного   уважать
начальника. Повиновение, в смысле  юридической  обязанности,  состоит  в
подчинении  распоряжениям  начальника,  в  неуклонном   исполнении   его
приказаний; но  оно  обязательно  лишь  постольку,  поскольку  начальник
является проводником велений  вождя.  Поэтому  повиновение  должно  быть
полным, но не слепым; приказ противозаконный или  выходящий  за  пределы
служебных отношений не может быть  почитаем  обязательным  к  исполнению
начальническим  приказом.   Уважение,   также   в   смысле   юридической
обязанности, состоит в оказании наружных  знаков  почтения;  оно  служит
внешним проявлением признания авторитета начальника и  тем  обеспечивает
подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных
знаков  почтения  начальству  должно  иметь  место  не  только  в  сфере
отношений служебных, но и в  сфере  отношений  неслужебных.  Обязанности
начальника в  отношении  подчиненного,  по  их  существу,  такой  точной
формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника  в
мирное время - подготовить  войско,  дать  ему  надлежащее  нравственное
воспитание,  -  они  крайне  многообразны  и  не  имеют   столь   резких
характерных  черт.  Кроме  того,  они  тесно  соприкасаются  и   нередко
переплетаются с обязанностями начальника, как  органа  административного
военного   управления.   Отчасти   вследствие   этой    неопределенности
начальнических обязанностей,  но,  главным  образом,  под  влиянием:  1)
линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения
и признававшей идеалом солдата-автомата; 2) системы комплектования войск
вербовкою  и  рекрутскими  наборами,   переполнявшей   армию   порочными
элементами, и 3) былых условий общ. жизни, когда подавление  личности  в
войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска,
- исторически выработался односторонний взгляд на воинскую  Д.,  как  на
совокупность только тех условий, кот. определяют отношения подчиненных к
начальникам. Большинство современных  военных  писателей  отказалось  от
такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе
отожествление понятия Д. с понятием подчиненности.
   Действующий русск. закон (ст.  1  Дисц.  устава  1888)  дает  широкое
определение понятию воинской Д.: воинская Д. состоит в строгом и  точном
соблюдении правил, предписанных военными  законами.  Поэтому,  говорится
далее,  она  обязывает  точно  и  беспрекословно  исполнять   приказания
начальства,  строго  соблюдать  чинопочитание,  сохранять  во  вверенной
команде  порядок,  добросовестно  исполнять  обязанности  службы  и   не
оставлять проступков и упущений подчиненных  без  взыскания.  Требуя  от
подчиненных беспрекословного исполнения  приказаний  начальников,  закон
наш, однако, не распространяет принципа  обязательности  начальнического
приказа на приказ противозаконный. Хотя на это  прямого  указания  в  Д.
уставе не имеется, но ст. 2 Уст. ссылается на 69 ст. Воинского устава  о
наказ., которая категорично  провозглашает,  что  деяние,  учиненное  во
исполнение  заведомо  для   подчиненного   противозаконного   приказания
начальника, преступно. На вопрос, обязателен  ли  приказ,  выходящий  из
сферы служебных отношений - действующий закон прямого  ответа  не  дает.
Чинопочитание, состоящее, по определению ст. 3 Дисциплинарного  уст.,  в
оказании должного уважения начальнику и старшему в чине, обязательно как
на службе, так и вне  службы.  Обязанности  начальника  по  отношению  к
подчиненным перечислены в ст.  4  Д.  уст.:  он  должен  в  сношениях  с
подчиненными  быть  справедливым,  отечески  пещись   о   благосостоянии
вверенной ему  команды,  входить  в  нужды  своих  подчиненных,  быть  в
потребных  случаях  их  советником  и  руководителем,  избегать   всякой
неуместной строгости, не  оправдываемой  требованиями  службы,  а  также
развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание  о  высоком
значении воина, призванного к защите  престола  и  отечества  от  врагов
внешних и внутренних. Ср. М. Драгомиров, "Учебник тактики" (СП б. 1891);
П. ГудимЛевкович, "Курс элементарной тактики" (СП б. 1887), а также  др.
учебники  тактики  и  военной  администрации  и  В.  Кузьмина-Караваева,
"Характеристика общей части уложения и Воин. устава  о  наказ."  (СП  б.
1890).
   К.-К.
   Дифирамб  (diJuramboV)   -   особый   вид   древнегреческой   лирики,
развивавшийся  в  связи  с  вакхическим  культом  Диониса,  или   Вакха,
названный одним из эпитетов этого божества и отражавший  на  себе  черты
бога  вина,  необузданного  веселья  и   душевных   страданий.   Местами
первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф,
издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение
Диониса   было   древнейшим   предметом   дифирамбических    песнопений,
посвященных  различным  событиям  из  жизни  этого  божества-героя.  Как
народная  песня  или  восторженная  импровизация,  зарождавшаяся   среди
праздничного  шума  и  общего   возбуждения,   Д.   составлял   исконную
принадлежность Дионисова культа; напротив,  литературная  обработка  его
началась  сравнительно  поздно:  наиболее   раннее   упоминание   о   Д.
встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в.  до  Р.  X.,  а
Ариан, Лас и  Пиндар,  к  именам  которых  предание  приурочивало  самое
изобретение Д., создали совершеннейшие образцы  его,  установили  прочно
его форму  и  содержание,  равно  как  и  способы  его  исполнения.  Они
распространили  дифирамбическую  манеру  обработки  сюжетов  на   другие
божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная  и
полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и
приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно
с характером культа, которому он  принадлежал  по  преимуществу,  Д.,  в
цветущую пору своего развития, представлял собою гармоническое сочетание
поэзии,  музыки,  танцевальных  движений,  мимики;  в  самом  тексте  Д.
соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и  повесть  о
приключениях  героя,  и  лирические  излияния  по  поводу   рассказанных
событий, и драматический диалог между исполнителями  Д.  Торжественность
тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых  оборотов,  отвечала
первоначальному  назначению  Д.   -   служит   выражением   праздничного
настроения  почитателей  Диониса,  легко   переходившего   в   состояние
исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного
религиозного возбуждения у поэтов более  ранних,  каковы  Лас,  Симонид,
Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко  у  их  преемников  в  ходульную
напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника  всяких
новшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками.
Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom." 14, "Phot.
Bibl." р. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными  исключениями
потеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. de

Страницы: «« « 914   915   916   917   918   919   920   921   922  923   924   925   926   927   928   929   930   931   932  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь