|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 » »» "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от
волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и умер в СП б. 27
окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию
высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и
в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам
обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший
свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при
окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с
одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д.
славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров, Воробьев,
Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником
господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.
Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и
Волковым, Д. был одною из главных сил драматической литературы первых
лет нашей сцены, для которой поставлял большею частью переводы и
переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий,
комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал. СП б.
1772), "Честный преступник" (ком. с фр. id.), "Беверлей" (трагедия, с
фр., СП б. 1773 и М. 1787), "Армида" (опера, с ит., СП б. 1774),
"Раздумчивый" (ком., с фр., СП б. 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит.,
СП б. 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал. id.) и мн. др., не
сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени
года" (М. 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СП б.
1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" Сумарокова стихи и участвовал в
переводе Анахарсиса, изд. академиею (1804 - 09). Около 20 лет Д., по
поручению российской акд., трудился над "Историей русского театра", но
рукопись его сгорела во время пожара в академии. Д. возобновил свой
труд, но он остался не напечатанным. Актер Иван Носов, при составлении
своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при
моек. унив., М. 1883), пользовался оригиналом "Историй русского театра"
Д., хотя не указывает, где его видел. в. Кони в своей статье: "Русский
театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько
фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, писанных рукою Д.
и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И.
Сухомлиновым (см. Его "Исследования и статьи по русской литературе и
просвещению", т. II, СП б. 1889) доказано, что немецкое "Известие о
некоторых русских писателях 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории
русской литературы" П. А. Ефремова, СП б. 1867) вышло из-под пера Д. Ср.
"Известие о жизни Д. " (СП б. 1822); 9. Кони, "Биография Д. "
("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин";
предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте"
(1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива",
1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. 111); биография Д. для
народа (СП б. 1884, изд. "Мирского Вестника"); И. Ф. Горбунова, в
"Русском Вестнике" (1892).
Ум.
Дмитриевский собор, в г. Владимире на Клязме - один из
замечательнейших памятников владимирско-суздальской ветви древнерусского
зодчества, как по своей красоте, так и по относительно хорошей
сохранности. Он сооружен в 1197 г. вел. кн. Всеволодом III в
ознаменование рождения у него сына, Димитрия, и посвящен св. Димитрию
Солунскому. Новопостроенная церковь была придворною и соединялась с
великокняжескими палатами переходом, ведшим на ее хоры (остатки которого
были уничтожены при реставрации собора в 1834 - 1835 гг.). Строителями
собора были приезжие из северной Италии греческие мастера, под
руководством которых работали местные, владимирские каменщики,
славившиеся в ту пору своим искусством. И те, и другие, видимо,
приложили все старание к тому, чтобы угодить вел. князю, желавшему
придать своему домовому храму возможное изящество. Д. собор очень
невелик по размеру; подобно другим владимирским и суздальским церквам
XII ст. (Успенскому собору в Суздале, Покровам-на-Нерли,
Богородице-Рождественской церкви в Боголюбове и пр.), он представляет
чисто византийский тип храма, с продолговатым четырехугольником в плане,
тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны и одною главою над своею
срединою; но многие детали его внешности сильно отзываются западным
(романским) влиянием. Каждый из трех фасадов (западный, северный в
южный) разделен на три частя посредством длинных и тонких колонок.
выступающих из стены; на половине высоты стен идет по фасадам карниз,
состоящий из колонок, подпираемых небольшими кронштейнами и
поддерживающих арочки с нисколько приподнятом центром. Между колонками
карниза помещены рельефные, тесанные из камня изображения святых в
сидячей позе и орнаменты, представляющие разных зверей и птиц на
изгибающихся и вьющихся ветвях. Фигуры эти, равно как и украшающие
кронштейны, имеют много сходства с заставками и виньетками византийских
и древнерусских рукописей; однако между ними есть и такие, которые
отмечены, очевидно, романским характером. Точно такой же карниз проходит
на апсидах, под крышей, с тою разницей, что здесь, чрез каждые две
короткие колонки, подпертые кронштейнами, одна, длинная, спускается
вниз, до самой земли. На переднем и боковых фасадах, в каждом из трех
компартиментов, на которые они разделены, находится по длинному и узкому
окну с округленным верхом, а все поле компартиментов усеяно рельефными
фигурами, подобными помещенным между колонками карниза. В средней части
каждого фасада, внизу, проделана дверь, имеющая форму арки и обрамленная
колонками и покоящимися на них рельефно украшенными дугами, совершенно в
роде романских порталов. Верх стены фасада образует три арки, одетых
непосредственно крышей, которая, вообще, изгибается сообразно кривизне
прикрываемых ею сводов здания. Высокий барабан главы убран арочками на
тонких и длинных колонках и снабжен такими же окнами, простенки между
которыми заняты рельефным орнаментом того же характера, как скульптурные
украшения и в прочих местах, но превосходящим эти последние в отношении
рисунка и исполнения. Крыша купола принадлежит позднейшему времени, хотя
ее форма я встречается на рисунках XII в.; ее нельзя назвать
византийскою, но она все-таки ближе подходит к полусферической форме
византийских глав, чем к маковкам в виде луковиц, усвоенным впоследствии
русским церковным зодчеством. Гармоничность пропорций собора, вместе с
обилием и своеобразностью его внешних украшений, составляет, главным
образом, его красоту; что же касается до его внутренности, то она вообще
походит на внутренность новгородских и афинских церквей и не
представляет ничего особенно любопытного, за исключением древней стенной
живописи под хорами над входом с западной стороны. Здесь был изображен
Страницы: «« « 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |