|
Главная - Наука - История
DLIFL Center - Краткая история России и СС (американский взгляд) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 172 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» существовать до времени Владимира Святого.
Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые со-
вершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константи-
нополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда
они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру.
Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север
вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой. Чтобы покончить с
этой враждой, они будто бы решили обратиться к своим северным соседям
скандинавам, которых русские называли "варягами". Как это было в
действительности, установить теперь трудно. Мы знаем из истории, что ви-
кинги являлись в разные страны без приглашения. Несомненным фактом оста-
ется, что Рюрик, известный вождь варягов, пришел в эту область со своим
отрядом ("дружиной"), поселился в Новгороде и стал княжить над русскими.
862 год считается годом основания Русского государства.
Новгород находился в северной части водного пути (Балтийское море -
река Нева - Ладожское озеро - озеро Ильмень - река Днепр - Черное море),
по которому шла торговля между скандинавами и византийскими греками. В
то время это была важная торговая магистраль. Расширение государства на
юг вдоль этого пути началось при ближайших преемниках Рюрика.
Князь Олег, который управлял страной во время малолетства сына Рюри-
ка, Игоря, завладел Киевом и перенес туда столицу нового Русского госу-
дарства, или как тогда говорили, Руси.
2
КИЕВСКАЯ РУСЬ
Итак, в начале Х-го века отдельные славянские государства - Новго-
родское, Киевское и другие - объединились по властью князя Олега. Обла-
дание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки
Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и та-
ким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это по-
лучило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях
называют "матерью городов русских".
При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так
называется греческое христианство в отличие от христианства западноевро-
пейского. Крещение Руси произошло в 988-ом году, и с этого времени на-
чался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого
Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях или были-
нах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины кня-
зя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей.
(На картине известного русского художника В. М. Васнецова изображены три
таких богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)
Рост значения Киевской Руси отразился прежде всего в широких
родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии,
Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более
тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и в
особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным госу-
дарством.
Хозяйство в Киевской Руси было натуральное, то-есть такое, в котором
каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в
городах в XI веке уже существовало производство на местный рынок. Неко-
торые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на
рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с
Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое
искусство, образцы которого сохранились до наших дней. Процветало куз-
нечное ремесло; русские оружейники выделывали прекрасные мечи и другое
оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы, которые
занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и
за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары.
Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными жи-
вописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы, приезжав-
шие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником Конс-
тантинополя".
Принятие русскими христианства способствовало распространению просве-
щения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За
сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий состави-
ли славянскую азбуку (эта азбука называется "кириллица") и перевели гре-
ческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия на-
зывают "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-
лавная - считает их святыми.
В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии.
Кроме того переводились на русский язык с греческого книги, как духовно-
го, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведе-
ния. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси.
Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были
монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и
по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные истори-
ческие записи были переработаны в обширное сочинение, где говорились
"откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон и
ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, За-
кавказья и других стран способствовали формированию древне-русской
культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур
русского, украинского и белорусского народов.
При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый
свод законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала одним из
ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших
культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи стара-
лись породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат
на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейс-
ких монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и
Франции.
Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепле-
ния киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христиа-
нин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно
защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.
Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть меж-
ду его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мел-
кие княжества и стала приходить в упадок.
Начиная с конца XI века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного мо-
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |