Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

характеризующих развитие страны, в среднесрочной перспективе, в случае, если
политика Правительства будет включать дефолт по внешнему долгу,  оказывается
весьма  близкой  к  первому  "инерционному  сценарию".  Это   касается   как
финансовых показателей, так и показателей реального  сектора.  По  сути  это
один сценарий, определяющий состояние экономики, которое следует  трактовать
как депрессивное, даже несмотря на потенциально возможный рост  производства
в конце рассматриваемого периода.


   Сценарий 3 - Сценарий "активной" макроэкономической политики

   В данном сценарии по-прежнему  предполагается,  что  поворот  к  активной
политике может начаться лишь с 2000,  поскольку  направление  реформирования
экономики и результаты 1999 года  во  многом  уже  предопределены  недавними
решениями правительства, разработанным проектом  бюджета  а  также  инерцией
1998 года - характеристики 1999 года и макроэкономическая политика  на  1999
года мало чем отличается от предыдущих сценариев. Хотя в проекте бюджета  на
1999  год  предполагается,  что  непроцентные  расходы  составят  свыше   11
процентов ВВП, они вряд ли превысят  9  процентов.  Более  того,  скорее  их
уровень будет даже несколько ниже уровня 1998 года.
   В данном сценарии предполагается, что с 2000 года государство  решительно
увеличивает объемы платежей по внешнему долгу.  Причем,  этот  шаг  является
следствием проводимой политики, а не целевой установкой. В  данном  сценарии
предполагается,   что   Правительством   принимаются   меры   по   повышению
собираемости налогов. Учитывая, что возможности  корпоративного  сектора  по
увеличению налоговых отчислений  ограничены,  акцент  в  налоговой  политике
смещается на повышение собираемости  налогов  с  физических  лиц.  В  первую
очередь это касается подоходного налога.
   Представляется, что усилия налоговых  служб  должны  быть  направлены  на
выявление  неплательщиков  среди  наиболее  богатой  части  населения.   Как
показывают расчеты (см. Информационно-аналитический бюллетень БЭА  ј  6  "Об
уклонении от уплаты подоходного налога  в  1995-1997  годах")  представители
двух верхних децилей недоплатили в 1997 году  подоходного  налога  в  объеме
примерно равным 3.2 процента ВВП, что сопоставимо с  дефицитом  федерального
бюджета (по определению Минфина).
   Таким  образом,  в  данном  сценарии  предполагается  что  с  2000   года
усиливается налоговое администрирование в части сбора подоходного налога (по
сути это означает, что подготовка к данному шагу должна  вестись  в  течение
всего 1999 года).
   Одновременно, предполагается, что усиливается валютная политика, контроль
за своевременностью  возврата  экспортной  выручки,  и  нелегальным  вывозом
капитала. По оценке, это позволит, с одной  стороны,  повысить  собираемость
налогов (однако, рост не будет значительным - порядка 1-1.5 процентов  ВВП).
Следует  отметить,  что  сокращение  утечки   капитала   из   страны   имеет
принципиальное значение,  т.к.  вывоз  капитала  не  только  характеризуется
масштабами, значимыми для экономики в целом, но  и  тесно  связан  с  ростом
задолженности предприятий перед  бюджетом,  что  видно  из  приводимых  ниже
графиков. Суммарный вывезенный с 1994 года из  России  капитал  совпадает  с
объемом накопленной задолженности перед  бюджетом  и  внебюджетными  фондами
(пересчитанной  по  курсу  на  соответствующий  период).  С  другой  стороны
снижение объема утекающего из страны капитала  позволит  улучшить  платежный
баланс, увеличить приток валюты.
   По оценке реальный сбор налоговых и  неналоговых  доходов  в  федеральном
бюджете можно увеличить до 12 процентов ВВП в 2001 году и до 13.5  процентов
в 2003. Одновременно, уровень  непроцентных  расходов  федерального  бюджета
должен оставаться на уровне 1998-1999 годов или даже снижаться. Это позволит
добиться первичного профицита федерального бюджета в размере 4.5-6 процентов
ВВП в 2002-2003 годах.


   Ежеквартальный вывоз капитала и  прирост  задолженности  перед  бюджетом,
млрд.долл.


   Вывоз капитала и прирост задолженности нарастающим итогом, млрд.долл.



   Одновременно,  потребуется  добиться   сокращения   импорта   (на   15-16
процентов) по сравнению  с  1998  годом,  что  во  многом  будет  достигнуто
автоматически в результате девальвации рубля. Однако, не  исключено,  что  в
отдельные годы потребуется введение  повышенных  импортных  пошлин,  что  не
вполне  соответствует  политике  вступления  в  ВТО.  Тем  не  менее,   если
государство все-таки решает остановить рост внешнего  долга,  более  того  -
добиться его сокращения, то поддержание  устойчивого  положительного  сальдо
счета  по  текущим  операциям  становится  непременным  условием  накопления
валютных резервов. По расчетам, начиная с 2000  года  сальдо  счета  текущих
операций должно составлять 15-20 миллиардов долларов.
   Расчеты показывают, что начиная с 2000  года  Россия  будет  в  состоянии
выплачивать внешним кредиторам от 11 до 13 миллиардов долларов ежегодно.  По
величине это сопоставимо с объемом погашения и обслуживания российской части
внешнего долга, а также процентных платежей по долгу бывшего СССР. В  данном
сценарии появляется реальная возможность добиться реструктуризации основного
тела долга бывшего СССР. Расчеты также показывают,  что  в  данном  сценарии
объемы  валютных  резервов  страны,  несмотря  на  платежу  по  долгу  будут
устойчиво  расти.  В  этих  условиях  появится  реальная  возможность  новых
заимствований на мировых финансовых  рынках  и  у  международных  финансовых
организаций, однако, как следует из анализа прогнозных данных, они уже будут
не нужны (возможно, потребуется незначительные объемы новых заимствований  -
порядка 2-3 миллиардов долларов  в  переходный  период  1999-2000  годов.  В
данном сценарии внешний долг начинает устойчиво сокращаться (с 87  процентов
ВВП в 1999 года до 58 процентов ВВП в 2003 году).
   При  данном  варианте  развития  событий   темпы   инфляции   оказываются
существенно  выше,  чем  в  предыдущих  сценариях,  что  обусловлено  ростом
валютных резервов страны и покупкой валюты денежными властями  для  платежей
по внешним долгам. Темпы инфляции могут быть  снижены  при  условии  выпуска
денежными властями или правительством каких-либо новых торгуемых  финансовых
инструментов, стерилизующих эффект притока иностранной валюты  в  страну.  В
данном сценарии это  становится  вполне  реальным,  равно  как  и  несколько
больший по сравнению с  предыдущими  вариантами  приток  прямых  иностранных

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России