|
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: «« « 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 » »» Tous les jours il me regardait Et je le regardais de meme, Un jour il
me dit qu'il m'aimait Et je repondis - je vous aime.
Puis apres lui dis-je entre nous - II faut savoir a qui Ton parle,
Monsieur, comment vous nommez vous? Et il repondit: je suis Charles.
II est tout simple et sans faso Et sa figure est si gentille Et quoique
ce fut un gar^on, II est sage comme une fille.
J'y pense avec contentement, Avec plaisir aussi j'en parle, - Non, je
n'aurai jamais d'amants, Je ne veux que mon ami Charles.1
1 Целыми днями он смотрел на меня,
И я тоже смотрел на него.
Однажды он мне сказал, что любит меня
И я ответил - я вас люблю.
Потом ему я сказал между нами -
Надо знать, к кому обращаешься,
Сударь, как вас зовут?
И он ответил, я - Шарль
Он совсем простой и не задается,
И его лицо так миловидно,
И хотя он создан мальчиком,
Он паинька, как девочка.
Я думаю об этом с удовольствием
И с радостью об этом говорю
Нет, у меня никогда не будет возлюбленных,
Я не хочу никого, кроме моего друга Шарля.
252
ЛИЦЕЙСКИЕ "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕСНИ"
Третьим видом лицейского стихотворства, рядом с сочинениями на
определенные или заданные темы и с опытами свободного творчества или
сочинительства,- были плоды, так сказать, анонимного или коллективного
авторства, - это так называемые "национальные песни" (оригинальное для того
времени название!) К ним по происхождению и характеру примыкают разные
сатирические и шуточные пьесы, эпиграммы, эпитафии, акростихи, которыми
изобиловали лицейские журналы.
Сказанное бар. М. А. Корфом об одном акростихе, что "он едва ли имел
законного отца", можно без натяжки применить к большей части этих
произведений. "Такие пьесы, говорит М А., равно как и то, что мы называли
национальными песнями, импровизировались у нас обыкновенно изустно целой
толпою, и уже потом их кто-либо записывал для памяти"1. Они исполнялись
лицеистами хором и пользовались у них огромной популярностью. Что касается
их названия ("национальные"), то его всего вероятнее объяснить тем, что у
воспитанников Лицея того времени было в большом ходу, как это видно из их
рукописных журналов (см. особенно журналы III-го курса, в Приложениях)
изображать свой Лицей (в его описаниях) в виде как бы государства
(республики) или города, подразделяя их еще на кварталы, а обитателей
(воспитанников) на нации и т. п., откуда и их песни-импровизации получили
кличку "национальных". По свидетельству Пущина, и сам Пушкин принимал
участие в сочинении национальных песен (как и в лицейских журналах).
Известно, что в сохранившихся набросках его лицейских записок (вслед за
программой задуманной им "картины Царского Села") записано им несколько
куплетов из одной такой особенно популярной национальной песни, с
указаниями, кого именно тот или иной куплет имеет в виду. Тут приведено
всего 16 куплетов, начинающихся такою записью поэта: "Вчера не тушил свечек;
за то пели куплеты на голос: "бери себе повесу". Запишу сколько могу
упомнить...".5
В виду всего этого, да и сами по себе, по своей жизненности и своему
бытовому и биографическому характеру, эти национальные песни представляют
значительный интерес. Они сочинялись и распевались - по поводу всяких, как
повседневных фактов и обычаев, так и выходивших из ряду явлений и эпизодов
школьной жизни Лицея и особенностей быта его воспитанников; в них
выдвигались, конечно, их забавные сто-
1 Грот, "Пушкин", стр. 227.
2 См "Ценная находка. Вновь найденные рукописи А. С. Пушкина", Д.
Сапож-никова, изд. "Русск. Обозрения", СПб. 1899г. стр 19-22.
254
роны и черты, осмеивались часто очень зло и метко смешные слабости и
недостатки как преподавателей и наставников, так и товарищей. Так напр, в
них нередко выводились их привычки и излюбленные прибаутки и словечки. При
существовавшей в Лицее свободе и отсутствии строгой дисциплины эти песни
певались часто чуть ли не в присутствии педагогов, к которым относились те
или другие куплеты.
Конечно, очень многое в этих песнях для нас уже непонятно: соль многих
выходок и намеков пропала навсегда. Но тем не менее, благодаря записанным
своевременно некоторым коментариям современников, кое-что нашло себе
объяснение, и из этого живого источника историк старого Лицея может
почерпнуть не одну любопытную черту и характерную мелочь.
До сих пор эти песни сообщались в статьях и материалах о Лицее только в
извлечениях, в отрывках, впрочем наиболее существенных и любопытных. Пора их
опубликовать целиком, т.е. по крайней мере все что из них сохранилось в
нашем лицейском архиве.
Они дошли до нас во 1-х в особой тетрадке (из двух сшитых листков
синей, довольно грубой бумаги), с заглавием "Национальные песни", а во 2-х в
известных журналах "Лицейский Мудрец" и "Мудрец-поэт". Большая часть этих
песен записаны в первой, отдельной рукописи. Чтобы представить все дошедшее
до нас вместе, не раздробляя этого материала, я здесь же дополню имеющееся в
особой рукописи -тем, что оказывается сверх того в названных журналах.
Отдельная рукопись-тетрадка не имеет никакой даты, к определить
сколько-нибудь точно время ее написания нет возможности. Но по многим
соображениям, ее скорее всего можно отнести к эпохе 1813-1815 гг. Писана она
несколькими почерками, а именно большая часть текста - почерком Комовского,
затем Кюхельбекера, Илличевского, и еще одною не известною мне рукою.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕСНИ
I1
В Лицейской зале тишина -
Диковинка меж нами, -
Друзья, к нам лезет сатана
С лакрицей за зубами2
Друзья, сберемтеся гурьбой -
Дружнее в руки палку,
Лакрицу сплюснем за щекой,
Страницы: «« « 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |