Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

турки-османы.

Последние образовались на глазах историков путем смешения орды туркмен,
пришедших в Малую Азию с Эргогрулом, газиев - добровольных борцов за ислам,
в числе которых были курды, сельджуки, татары и черкесы, славянских юношей,
забираемых в янычары, греков, итальянцев, арабов, киприотов и т.п.,
поступавших на флот, ренегатов-французов и немцев, искавших карьеру и
фортуну, и огромного количества грузинок, украинок и полек, продаваемых
татарами на невольничьих базарах. Тюркским был только язык, потому что он
был принят в армии. И эта мешанина в течение XV-XVI вв. слилась в
монолитный народ, присвоивший себе название "турк" в память тех степных
богатырей, которые 1000 лет назад стяжали себе славу на равнинах
Центральной Азии и погибли, не оставив потомства[2]. Опять этноним отражает
не истинное положение дел, а традиции и претензии.

Модификация же этнонима "татар" является примером прямого камуфляжа. До XII
в. это было этническое название группы из тридцати крупных родов, обитавших
на берегах Керулэна. В XII в. эта народность усилилась, и китайские
географы стали употреблять это название применительно ко всем
центральноазиатским кочевникам: тюркоязычным, тунгусоязычным и
монголоязычным, в том числе монголам. Когда же Чингис в 1206 г. принял
название "монгол" как официальное для своих подданных, то соседи по
привычке некоторое время продолжали называть монголов татарами. В таком
виде слово "татар", как синоним слова "монгол", попало в Восточную Европу и
привилось в Поволжье, где местное население в знак лояльности к хану
Золотой Орды стало называть татарами. Зато первоначальные носители этого
имени - кераиты, найманы, ойраты и татары стали именовать себя
монголами[3]. Таким образом, названия поменялись местами. В время и
возникла научная терминология, когда татарский антропологический тип стали
называть "монголоидным", а язык поволжских тюрок-кыпчаков - татарским
языком. Иными словами, мы даже в науке употребляем заведомо
закамуфлированную терминологию[4].

Но дальше идет не просто путаница, но этнонимическая фантасмагория. Не все
кочевые подданные Золотой Орды были лояльны по отношению к ее
правительству. Мятежники, обитавшие в степях западнее Урала, стали
именоваться ногаями[5], а те, кто жил на восточной окраине улуса Джучиева,
в Тарбагатае и на берегах Иртыша, и благодаря отдаленности от столицы были
практически независимы, стали предками казахов. Все эти три этноса возникли
в XIV-XV вв. вследствие бурного смешивания разных этнических компонентов.
Предками ногаев были уцелевшие от Батыева разгрома половцы, степные аланы,
среднеазиатские тюрки, пришедшие в составе монгольской армии, и жители
южной окраины Руси, перешедшие в ислам, ставший в то время символом
этнической консолидации. В состав татар вошли камские булгары, хазары и
буртасы, а также часть половцев и угры - мишари. Такой же смесью было
население Белой Орды, из которого в XV в. сложились три казахских джуса. Но
это еще не все.

В конце XV в. русские отряды с верховьев Волги начали нападать на
средневолжские татарские города, чем вынудили часть населения покинуть
родину и уйти под предводительством Шейбани-хана (1500-1510) в Среднюю
Азию. Там их встретили как злейших врагов, ибо местные тюрки, носившие в то
время название "чагатаи" (от имени второго сына Чингиса-Чагатая, главы
среднеазиатского улуса), управлялись потомками Тимура, врага степных и
поволжских татар, разорившего Поволжье в 1395-1396 гг.

Ордынцы, покинувшие родину, приняли для себя новое имя- "узбеки" в честь
хана Узбека (1312-1341), установившего в Золотой Орде ислам как
государственную религию. В XVI в. "узбеки" разгромили последнего тимурида -
Бабура, который увел остатки своих сторонников в Индию и завоевал там себе
новое царство. Так вот, оставшиеся в Самарканде и в Фергане тюрки носят имя
своих завоевателей - узбеков. Те же тюрки, но ушедшие в Индию, стали
называться "монголами", в память того, что триста лет назад они подчинились
монгольскому царевичу. А подлинные монголы, осевшие в XIII в. в Восточном
Иране, даже сохранившие свой язык, называются хэзарейцами, от персидского
слова "хэзар" - тысяча (подразумевается боевая единица, дивизия).

А где же монголы, по имени которых названо "иго", тяготевшее над Русью 240
лет? Как этноса их не было, ибо всем детям Джучи на три орды по завещанию
Чингиса досталось 4 тыс. воинов, из коих только часть пришла с Дальнего
Востока. Этих последних называли не "татары" а "хины", от китайского
названия чжурчжэньской империи Кин (совр. Цзинь)[6]. Это редкое название
последний раз упомянуто в "Задонщине", где "хиновином" назван Мамай[7].
Следовательно, "иго" было отнюдь не монгольским, а осуществлялось предками
кочевых узбеков, коих не нужно путать с оседлыми узбеками, хотя в XIX в.
они смешались, а ныне составляют единый этнос, равно чтущий Тимуридов и
Шейбанидов, бывших в XVI в. злейшими врагами, потому что эта вражда
потеряла смысл и значение уже в XVII в.

БЕССИЛИЕ ФИЛОЛОГИИ В ИСТОРИИ

Приведенных примеров достаточно, чтобы констатировать, что этническое
название или даже самоназвание и феномен этноса как устойчивого коллектива
особей вида Homo sapiens отнюдь не перекрывают друг друга. Поэтому
филологическая методика, исследующая слова, в этнологии неприменима, а нам
надлежит обратиться к истории, дабы проверить, насколько эта дисциплина
может помочь при постановке нашей проблемы. Но и тут мы наталкиваемся на
неожиданные трудности. Единицей исследования, которой пользуется
историческая наука, является общественный институт, коим может быть
государство, племенной союз, религиозная секта, торговая компания
(например, Ост-Индская), политическая партия и т.д., словом, любое
учреждение в любых веках и у любых народов. Иногда институт государства и
этнос совпадают, и тогда мы наблюдаем в ряде случаев нации современного
типа. Но это случай, характерный для XIX-XX вв., а в древности такие
совпадения были редки. Случается, что религиозная секта объединяет
единомышленников, которые, как, например, сикхи В Индии, сливаются в этнос,
и тогда происхождение особей, инкорпорированных общиной, не принимается во
внимание. Но часто такие общины неустойчивы и распадаются на этносы, как
это было с мусульманской общиной, основанной Мухаммедом в VII в. Если при
первых четырех халифах в странах ислама шел процесс слияния арабских

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды