Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»

они за истекшее историческое время распались бы. Очевидно, наряду с
разрушительными процессами внутриэтнической эволюции существуют
созидательные, благодаря которым возникают новые этнические сообщества.
Поэтому этническая история человечества не прекращается и, пока на Земле
есть люди, не прекратится. Ибо этнос не арифметическая сумма
человекоединиц, а "система" - понятие, которое следует раскрыть подробно.

VII. Этнос как система

"СИСТЕМА" В ПОПУЛЯРНОМ ОБЪЯСНЕНИИ

Общеизвестный пример социальной системы - это семья, живущая в одном доме.
Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж, жена,
теща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока
супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, теща не
разругается с зятем, колодец не зацветет и кошка не заведет котят на
чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда даже провели
водопровод, это будет не семья, а заселенный участок, т.е. все элементы
живой и косной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И
наоборот, если умрет теща, будет перестроен дом, сбежит кошка, уедет
любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числе элементов. Это
значит, что реально существующим и действующим фактором системы являются не
предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры.

Эта внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести и
является реальным проявлением системной связи, и не может быть определена
ни через какие другие показатели.

Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными, причем
некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак.
Продолжим наш пример. Связь новорожденного со старшими имеет определенную
направленность и "вес"[27]. О нем заботятся, его воспитывают и учат. Когда
он становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняется на
противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, став
стариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает,
что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии
(гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого
находится вне данной системы. Конечно, не исключено, что этот импульс
ограничен для системы высшего ранга, но механизм воздействия от этого не
меняется.

Семья - это наглядный пример системы. Однако более сложные системы, как,
например, этнос, социальный организм, вид, биогеоценоз, подчиняются той же
закономерности, даже с учетом того, что они построены по принципу иерархии:
подсистемы образуют системную целостность - суперсистему; суперсистемы -
гиперсистему и т.д. Таким образом, наличие всеобщих связей, создающих
динамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно.

Итак, мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, т.е.
численностью населения и точностью копирования предков, а
среднестатистическим набором связей. Резкий выход за определенные пределы
влечет либо гибель, либо бурное развитие. Этим и создается эластичность
этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда
регенерировать, ибо "многосвязная" система восполняет ущерб перестройки
связей.

После этого популярного пояснения перейдем к научным определениям, т.е. к
кибернетике и системологии в том объеме, в котором они будут нам нужны.

"СИСТЕМА" В ЭТНОЛОГИИ

Н. Винер определил кибернетику как науку об управлении и связи в животном и
машине[28]. "Достоинство кибернетики состоит в методе исследования сложных
систем, ибо при изучении простых систем кибернетика не имеет
преимуществ"[29]. Предмет изучения кибернетики-способы поведения объекта:
"она спрашивает не "что это такое?", а "что оно делает?"[30]. "Поэтому
свойства объекта являются названиями его поведения"[31]. "Кибернетика
занимается всеми формами поведения, поскольку они являются регулярными, или
детерминированными, или воспроизводимыми. Материальность не имеет для нее
значения, равно как соблюдение или несоблюдение обычных законов
физики"[32].

Приведенные тезисы показывают, что этнологу, интересующемуся сущностью
феномена этноса и вынужденному согласовывать собственные наблюдения с
известными ему законами природы, абсолютное доверие к методам кибернетики
Винера противопоказано. Применение кибернетических методов исследования
может служить коррективом для экстраполяции эмпирических обобщений, но не
больше. Поэтому в основу методики системного изучения этноса целесообразно
положить не мысли Н. Винера, а идеи Л. Берталанфи, совместившего с
кибернетикой физическую химию и термодинамику.

Согласно системному подходу Л. Берталанфи[33], "система есть комплекс
элементов, находящихся во взаимодействии"[34], т.е. привычными элементами
информации являются не отдельные факты, а связи между фактами. По А. А.
Малиновскому, "система строится из единиц, группировки которых имеют
самостоятельное значение, звенья, подсистемы, каждая из которых является
единицей низшего порядка, что обеспечивает иерархический принцип,
позволяющий вести исследование на заданном уровне"[35].

Исходя из этого принципа, мы имеем право рассматривать этнос как систему
социальных и природных единиц с присущими им элементами. Этнос - не просто
скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система
различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности,
традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также
определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Последнее,
являющееся направлением развития, особенно важно, ибо "общим для всех
случаев множеств является свойство элементов обладать всеми видами
активности, приводящими к образованию статических или динамических
структур"[36]. Применение этого подхода к процессам этногенеза связано и с
решением проблемы историзма, так как все наблюдаемые факты укладываются в

Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды