Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 314   315   316   317   318   319   320   321   322  323   324   325   326   327   328   329   330   331   332  » »»

китайцами и, уж конечно, несторианами. Здесь мы не будем прослеживать
политическую историю Уйгурии, отметим лишь, что, когда эта страна была
сокрушена в 840-847 гг. кыргызами [община [†54]. Опустевшие после ухода уйгуров на юг степи постепенно
заселились монголоязычными племенами. Культурная традиция на время
оборвалась, но как только восстановился кое-какой порядок, несторианство
буквально затопило Центральную Азию.

Зато в Китае, где несторианство было терпимо с 635 г. [†55], в 945 г.
специальным указом Танского правительства оно было объявлено вне закона
вместе с буддизмом и манихейством. Это событие совпало с разгромом Уйгурии,
в которой до сих пор Китай нуждался как в союзнике и которая охраняла
интересы и жизнь кочевников, обитавших в пределах Срединной империи [†56].
Последовавшим за указом гонениям христиане оказали куда более сильное
сопротивление, чем буддисты и манихеи. Но позиции христианства в Китае были
сильно подорваны. В 987 г. христианский монах, вернувшийся в
Константинополь с Дальнего Востока, рассказал, что "христиане в Китае
исчезли и уничтожены по разным причинам и что только он один убежал" [†57].
Можно быть уверенным, что здесь имеется некоторое преувеличение и что
осколки несторианства оставались на северной границе Китая вплоть до начала
XI в., когда развернулась интересующая нас вторая волна христианской
экспансии на Дальнем Востоке.

Буддизм выдержал натиск куда более успешно, чем христианство. И даже
манихейство не было полностью подавлено, хотя для того, чтобы удержаться,
оно прибегло к обману. Манихеи начали притворяться буддистами. Сначала это
была сознательная мимикрия: нельзя же было, в самом деле, каждому неофиту
объяснять, что он вступает в запрещенную правительством общину, которая
маскируется под буддийскую, будучи в действительности манихейской! Такими
разъяснениями можно было только оттолкнуть неофитов, да еще и нарваться на
предателей. Поэтому, выдавая себя за буддистов и соблюдая соответствующий
декорум, китайские манихеи постепенно слились с буддистами, и даже такие
ученые, как Бируни [интенсивным было это смешение в тех областях, где позже возникло Тангутское
царство: манихейские божества светил в буддийском облике обнаружены на
иконах Харахото [†59].

Итак, в аспекте борьбы мировоззрений влияние китайской и мусульманской
культур в степи было ограничено и остановлено византийской культурой,
понимаемой в самом широком смысле. И самое любопытное в этом явлении было
то, что успех "степного византийства", т.е. проникновение христианства и
манихейства в степь, нельзя подвести под рубрику "культурных влияний".
Всякое влияние предполагает какую-нибудь форму принуждения, хотя бы
моральную, интеллектуальную, эмоциональную. А кочевники были всегда очень
чувствительны к любым формам принуждения и умели весьма успешно отбиваться
от них. Но Византийская империя, находясь далеко от степей Центральной
Азии, не давила и не могла давить на кочевников. К тому же проповедь
христианства среди кочевников вели те, кого в самой Византии считали
еретиками. Поэтому распространение христианства в степи было не "культурным
влиянием", а пересадкой идейных ценностей [
Универсализм христианства, в котором "несть ни варвар, ни скиф, ни еллин,
ни иудей", привился в кочевом мире, потому что он не третировал кочевников
как неполноценных людей и не вел к подчинению чужому хану, будь то "Сын
Неба" или "Наместник пророка". Напротив же, победа "китайского гуманизма"
[†60], т.е. стремление избавиться от чужеродных элементов в своей,
культуре, свелась к расправе над беззащитными подданными и потому не
перехлестнула китайскую стену.

К 1000 г. несторианство в Китае исчезло [†61]. Сунское правительство
объявило войну религии как таковой и победило. Но кого? Кучку монахов и
немногих пограничных метисов, искавших утешения и покоя! Уцелевшие
китайские несториане бежали в степь, и с этого момента несторианство стало
антикитайской силой, во много раз более мощной, чем до гонений. А теперь
поставим острый вопрос: так ли уж нам надо разбираться в судьбах
вероисповеданий и мнений? Какое это имеет значение для судеб гибнувшего
Китая, поднимавшейся Западной Маньчжурии, покинутой народом Уйгурии,
наполнявшегося людьми Тангутского царства? Что нам даст изучение
религиозных движений вместо разбора социально-экономических отношений, о
которых в этой работе говорится только мимоходом? Даст много, ибо
идеологические системы не что иное. как индикатор глубинных процессов -
экономических, социальных и этногенетических. Фантастическое мифологемы -
пена на воде. но по пене мы определяем глубину реки и скорость течения.
Конечно, это окольный путь. А что делать, если прямой непроходим из-за
отсутствия сведений? Период Х-XI вв. недаром называется "темным": он весь
прошел под знаком молчания летописцев. До этого мы ставили вопрос о
преодолении лжи источников, что, конечно, очень нелегко сделать. Но как
разорвать пелену безмолвия? Как найти опорные точки для исследования при
полном отсутствии прямой информации? Вот задача, непосильная для
индуктивного метода.

И тут приходит очередь дедукции. Если собрать крупицы информации и
расположить их в пространстве и но времени, т.е. на исторической карте и
синхронистической таблице, то контуры "белых пятен" сузятся и появится
возможность их приблизительного заполнения. Но именно для этой цели
необходимо наблюдение за индикатором, т.е. колебанием успехов религиозной
проповеди враждебных систем мысли и мироощущения.

Затем поставим вторую, вспомогательную, проблему: кто виноват в заговоре
молчания - сама историческая действительность, не породившая событий,
достойных описания, или летописцы, пренебрегшие своими обязанностями? Ответ
на это был дан китайскими историками еще в 874 г. "В сие время Китай начал
колебаться от безначалия (имеются в виду смуты, повлекшие за собой падение
династии Тан. - Л.Г.) и мало имел времени заниматься внешними сношениями с
смежными народами (намек на то, что географическая наука, находившаяся в
эпоху Тан в расцвете, благодаря активной поддержке правительства,
претендовавшего на гегемонию в Азии, пала, как только эти претензии
оказались неосуществленными. - Л.Г.), почему и сведенья китайцев о
восстановлении Дома Хойху (Уйгурии) кратки и прерывисты" [†62]. Впрочем, и
после восстановления в Китае порядка и централизации - 960 г. - сведения о

Страницы: «« « 314   315   316   317   318   319   320   321   322  323   324   325   326   327   328   329   330   331   332  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды