Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»

[выглядеть правдоподобной. Они все время плодили слухи о якобы тьмах врагов
за Палестиной, за рекой Евфрат, а также о сонмищах новообращенных в
христианство жителей Азии, готовых вступиться за них. Тем временем шел
грабеж Востока крестоносцами. Неистовый норманн Роджер II, король Сицилии и
пиратских островов возле Малой Азии, летом 1147 г. напал на Грецию и остров
Корфу, разгромил Фивы, центр шелковой индустрий, и лишил Италию выгодной
торговли с Персией и Китаем. Византийский император Мануил Комнин начал
войну с "турками" - кочевниками Центральной Азии, оказавшимися в самом
центре Малой Азии. Но более, чем кочевников-сельджуков, император боялся
десанта латинян в своей столице Константинополе и знал о мечтах
крестоносцев разграбить столицу ромеев-греков на Босфоре, что и случилось
50 лет спустя, в 1204 г. Важно подчеркнуть: обе стороны - и
крестоносцы-европейцы, и греки-византийцы - жаждали иметь в тылу у
ненавистных врагов кочевников какого-либо союзника, своеобразный "Второй
фронт", пусть и мифический, это мы знаем сейчас, но ими желанный, а значит,
мысленно существующий. Все эти подробности следует иметь в виду, чтобы
яснее представить историческую ситуацию XII в., поскольку книга Гумилева в
свое время была рассчитана исключительно на читателя, подготовленного к
средневековой теме и владеющего именами и хронологией.

[толпами полуцивилизованных жителей Западной Европы, по выражению историка
Р.Виппера, была обыденностью. Ее на этническом уровне подогревали нувориши
итальянских городов, устранявших тем самым конкурентов из Византии, и
торговцы-посредники из местечек Центральной Европы, распространявшие
небылицы о нравах греков-православных. Потому и смотрело рыцарство Европы
накануне войны 1147 г. на Константинополь как на свою добычу. Император
Германии Конрад III не мог удержать своих солдат-профессионалов от грабежей
в балканской части Византии и в коренной Греции. Людовику VII, королю
Франции, епископ Лангрский, вдохновитель нашествия на Восток, предлагал
соединиться с норманнами и пиратами, привлечь мусульман, чтобы захватить
столицу Византии. Михаил Комнин цезарь Византии, которого в письме
пресвитера, так называемого Иоанна называют пренебрежительно князем, спешил
быстренько переправить европейское воинство морем, минуя Константинополь,
на поля сражений в Малую Азию, дабы битва воинства с мирными жителями
старой Византии не началась до того, как крестоносцы увидят врага, ради
которого их собрали в Святую землю.

[н.э., главная резиденция персидских царей династии Ахеменидов. Сузы - одна
из родоначальниц письменности древнего Востока, там найден в XIX в. столб с
письменами знаменитого "Закона Хаммурапи".

[перетек в утопические сочинения новейшего времени. Но в XII-XV вв. данный
жанр был своего рода путеводителем по землям и морям Евразии, практическим
землеописанием, предупреждавшим об опасностях, подстерегавших человека в
"незнаемых" странах. Так, в описательной части труда Космы Индикоплава
"Христианская топография Вселенной" (около 547 г.) рассказывается об
азиатских странах Индии, Цейлоне, Китае, в которых мирно сожительствуют
звери разных климатических зон: быки-олени, носороги, дельфины, единороги и
гиппопотамы, черепахи и обезьяны. Весьма примечательно, что пресвитер Иоанн
счел долгом описать свое царство перечнем практически тех же зоологических
существ. Удивительно, но в сплав реальности и вымысла верили и спустя 500
лет после Второго крестового похода.

[Господня", знаменитыми "Letires du S.Sepulcre", о которых уже исследователи
XIX в. знали, что никаких писем, адресованных якобы в XII в. европейцам,
точнее, вполне определенных документов, хранившихся у Святого Гроба, будто
бы сгоревших при штурме Иерусалима войсками "турок" Саладина в II 87 г., не
было. Были так называемые ассизы, кодификация норм, юридические акты,
перенесенные из Франции в заморскую страну, но писем не было, хотя в их
существование верили в XVIII и XIX вв.

В 1885 г. французский писатель-фантаст Жюль Верн, заинтересованный в
выяснении фактов и подлинной реальности, попытался собрать воедино все
сведения, существовавшие на европейских и в том числе и русском языках, о
путешествиях XI-XIII вв. Он рассказал в своей полной простоте книге
"История знаменитых путешествий и путешественников" (1885) (новый русский
перевод осуществлен в 1992 г.), что путешественники и паломники к Святым
местам, люди своего времени, встречались как с реальными фактами, так и с
воображаемыми, домысливаемыми событиями, которые в общем-то состояли из
канвы рассуждений, принесенных с собой, а рассуждения эти были слепком их
собственного невежества или полной фанатичности чувств.

Самые трезвые из наблюдателей XII в. не делали погоды. Например, Вениамин
Тудельский, испанский еврей из города Тудела в Наварре, как говорит об этом
сам Жюль Верп, посетил все страны мира: Рим, Константинополь, Святую землю
и Вифлеем, Вавилон, Самарканд и Туран, Тибет и Цейлон, Египет, Абиссинию и
реку Нил за неполные тринадцать лет, с 1160 по 1173 г. Это было как раз
время рождения и циркулирования слухов о пресвитере Иоанне. В описании
своих хождений у Вениамина, кажется, нет "диких" домыслов. И тем не менее
что-то было сильнее фактов. Это "умонастроение эпохи, - как пишет Гумилев в
другом сочинении. - Настрой на вымыслы, и как следствие приятие лжи
становилось знаменем эпохи". Далее мы приводим фрагмент из
неопубликованного текста Гумилева: "На сегодня нет фактически верного
ответа, почему так преступно безответственно и равнодушно европейская
общественность XII-XIII вв. отнеслась к судьбе христианства на Востоке. И
там, где маячила великая цель - просвещение по имя Святой Троицы в степях и
равнинах Евразии, вдруг возникла трагическая и безысходная коллизия
избиения всех христиан - православных, католиков, несториан и других в
целях узковедомственной шкурной политики нескольких орденов рыцарей и
небольшой торговой прослойки, обнаглевшей от спекуляции дорогостоящими
товарами Востока на жаждавших роскоши дворах Запада. Ублюдочная политика
Европы - папы, нотаблей, авантюристов, хищных сторонников
вождей-императоров в сто лет между 1187 и 1287 гг., до окончательного
падения Святой земли, обетованной земли христианства, - необъяснима исходя

Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды