Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Экономика политика общество. Новые реалии России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 40
Размер файла: 238 Кб
Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40  

контр-регионы против отделяющихся окраинных частей страны. Сохраняющаяся
возможность дерегионализации состоит только в восстановлении единства
властного пространства силой и с опорой на трансрегиональные структуры
военно-промышленного комплекса (однако конверсия ВПК означает его
регионализацию).

Вписанные в систему административно-территориального деления этнические группы
стремятся контролировать институциональные регионы или создавать новые,
включая их в эту систему. Массовые движения (типа шахтерского) также берут под
контроль отдельные регионы. Все влиятельные политические силы играют на
региональном политическом рынке.

Негосударственные структуры независимо от их вписанности в политику и позиций
в ней в настоящее время полностью ориентированы на размещение в соответствии
со структурами существующего властного пространства. Административные регионы
- арены их действий. Новые экономические структуры приурочены к сети центров
административного пространства, но более концентрированно и поляризованно, что
означает принятие биржами, банками и т.п. функций располагавшихся в таких
центрах государственных органов управления товарными потоками и
межрегиональными обменами. Ни одной крупной негосударственной структуры,
отошедшей в своей пространственной организации и размещении от
государственного пространства, нам неизвестно.

Государственная организация пространства совмещает централизацию,
универсализацию регионов и центров, стабильность системы в целом и резкую
неравномерность размещения, произвол в размещении отдельных звеньев.
Государственное пространство не приспосабливается к реальной территории, но
подчиняет и приспосабливает ее к себе.

Альтернативное государственной организации пространства размещение
негосударственных структур предполагает ориентацию на те территории, которые
слабее охвачены государственным контролем: периферийные и приграничные части
административных узловых районов, анклавы, просто удаленные от центра
территории. Слабее контроль над неинституционализированными уровнями
экономического районирования и их центрами, территориями спорными и
тяготеющими в разных отношениях к разным центрам, зонами с высокой долей
земель, находящихся в непосредственном распоряжении центральной власти.
Альтернативное размещение может быть реализовано не для отдельных объектов, но
для сетей негосударственных структур, где каждый элемент мог бы размещаться в
разных административных регионах.

Альтернативная государственной пространственная организация негосударственных
структур должна быть полицентричной и полииерахичной при несовпадении частных
иерархий и их размещений, состоять из автономных компонентов, быть способной к
гибкой организации и реорганизации, перемещению своих объектов, функций и
полномочий. Она должна быть ориентирована на реальное пространство, иметь
приближенные непосредственно к территории субъекты принятия решений.
Необходимо рассредоточение полномочий по пространственным уровням.
Негосударственные структуры не могут быть организованы без учета
пространственно-временных масштабов.(Вообще говоря, они должны быть устроены
принципиально сходно с природнокультурным ландшафтом, что и означает
радикальную альтернативу советско-государственной организации пространства).

В долгосрочной перспективе негосударственным структурам нужно комплексировать
все возможности, ориентироваться на вступление в гибкие коалиции с
пространственно активными группами людей, быть готовыми стимулировать создание
новых государственных структур. Такие стратегии предполагают использование
неконцентрированных и неформализуемых экспертных знаний о пространстве,
носителями которых выступают не отдельные люди, а группы. (Без поддержки таких
групп эффективная деятельность негосударственных структур в пространстве
невозможна). Дальновидно было бы активировать обсуждение и внедрение
альтернативных схем, проектов и прожектов организации пространства. Сегодня (и
в блишайшей перспективе) основной ценностью для негосударственных структур
являются материальные и правовые ресурсы, в среднесрочной перспективе их место
займет размещение и организация своей деятельности в пространстве, в
долгосрочной - нормальная жизнь в этом пространстве, которая предполагает его
переструктурирование, эффективное использование его ресурсов, в том числе и
способов размещения в нем. 

Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40  
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Экономика политика общество. Новые реалии России