Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Экономика политика общество. Новые реалии России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 40
Размер файла: 238 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40  »

бизнеса с РПЦ -дело совершенно безнадежное.

Активная коммерческая деятельность некоторых структур РПЦ (например, общества
"Радонеж") свидетельствует лишь о внешней адаптации, не затрагивающей
культурного ядра. Конфликт фундаменталистского православия с бизнесом и миром,
из него рождающимся, неизбежен, поскольку православная соборность не приемлет
главного субъекта предпринимательской деятельности - автономную, независимую и
самодостаточную личность.

Возвращение к религиозному сознанию поддерживается как большей частью
общества, так и подавляющим большинством политических деятелей России. Сейчас
Русская православная церковь по сравнению с другими конфессиями, естественно,
имеет самые сильные позиции и безусловную поддержку в правительственных
кругах, армии, деловом мире, в среде интеллигенции. Вместе с тем, паралельно с
ожидаемым ростом влияния РПЦ происходит интенсивное распространение влияния
различных протестанских церквей - адвентистской, баптистской, лютеранской.
Протестанские конфессии обнаруживают динамическое развитие, способность к
сочетанию религиозной пропаганды с современным стилем, легко охватывают
молодежную аудиторию, особенно студенческую и в крупных городах. Есть
основание полагать, что в атеистических семьях, не имеющих глубоких
православных традиций, а также в среде, ориентированной на западные ценности,
протестанская пропаганда будет иметь значительный успех. Можно ожидать, что в
ближайшие годы возникнет противостояние РПЦ и протестанских церквей (а также
католичества). Не исключено, что и в самой РПЦ выплеснется наружу ныне
сдерживаемый конфликт между модернистским, неоправославным и
фундаменталистским крылом.

Бизнесу как носителю либеральных ценностей свободного общества не только не
следует участвовать самому, но и по возможности стараться блокировать участие
государства в межконфессиональных спорах. В отношениях с церковью необходим
сбалансированный подход, предполагающий, в частности, выделение пожертвований
на нужды всех конфессий.

Светская культура, утверждая ценности индивидуального бытия, противостоящая
аскетизму и внеположенным для отдельной личности целям (типа счастья будущих
поколений) - прямо коррелирует с либеральной идеологией и ценностями
предпринимательства. По мере секуляризации общества значение светской культуры
будет возрастать (примерно, для 40% общества религия сохранится в качестве
важнейшего культурного ориентира).

Рассматривая секуляризацию как неизбежный и положительный в целом процесс,
следует помнить также и об опасности "либерализации нравов", связанной с
разворачиванием "ярмарки тщеславия", акцентом на гедонизме, чувственных
удовольствиях при недостаточном внимании к "этике труда". На этом пути
формируется люмпен. Речь идет о "маргинальной субкультуре" со свойственным ей
приоритетом потребления, отвращением к труду, культом уголовного и
политического насилия. Такая "третьемирская" перспектива культурной эволюции -
реальная опасность, стоящая перед нашим обществом (особенно перед молодежью и
особенно в случае обострения проблем, связанных с началом трудовой
деятельности). Реклама престижных потребительских товаров, конкурсы красоты и
т.п. должны накладываться на утверждение ценностей упорного труда,
самоограничения, жертвы сегодня во имя того, чтобы пожать втрое и вчетверо
завтра. Весь этот блок, связанный с ценностями труда ради себя и своих
близких, совершенно неведом нашему сознанию.

В силу коллективистского духа русской традиционной культуры сознание широких
масс проникнуто сильнейшим конформизмом. Массовый субъект остро чувствителен к
различению доминирующей и маргинальной точек зрения. С того момента, как
идеология предпринимательства становится государственной, т.е. разделяется
Властью, изменяется на доосознанном уровне отношение к ней самых широких масс.
Теперь маргиналом, отщепенцем становится защитник социалистического выбора или
антибуржуазной самобытности.

Следует стократно использовать эту особенность массового сознания. Идеология
предпринимательства должна быть продублирована на всех возможных уровнях и в
самой различной семантике от лубка и плаката до утонченно-философской с
привлечением Лютера, Хайдеггера и Хайека.

Вместе с тем, использование авторитета Власти (государства) для укоренения
бизнеса в современном российском обществе (по типу "бизнес - это большое
государственное дело") представляется малопродуктивным - в силу десакрализации
Власти в последние годы, и, более того, нецелесообразным и даже опасным,
поскольку при этом предпринимательству отводится заведомо служебная,
подчиненная роль. В культурном отношении такая стратегия легитимизирует скорее
государственное, а не частное, предпринимательство и откроет дорогу слабой,
зависимой буржуазии "третьемирского" типа.

В известном смысле и либеральная, и тоталитарная пропаганда используют, хотя и
по-разному, одни и те же психологические механизмы. Если тоталитарная
пропаганда, рассчитанная на гомогенизацию и унификацию общества, состоит в
многократном заклинательном повторении одних и тех же примитивных
формулировок-лозунгов, то пропаганда в свободном обществе представляет собой
многообразное варьирование в самой различной семантике различающихся и даже
как бы противостоящих внешне позиций, за которыми стоит одна и та же сущность.
При этом четко осознается и отслеживается, что должно оставаться сферой
свободного выбора индивида, а где выбора нет и не может быть. Например,
идеологическое пространство формируется таким образом, что индивид может в
соответствии со своими склонностями выбирать между тем, чтобы покупать удобные
и престижные вещи или ограничивать себя, сколачивая капитал и формируя основу
будущего процветания. Однако, работать, как вол, для того, чтобы делать деньги
для реализации и первого, и второго, он должен в любом случае, здесь выбора
нет.

Если к пропаганде тоталитарной сознание нашего общества давно адаптировалось и
не воспринимает ее, то с пропагандой либерального типа оно не знакомо. Тем
эффективнее будет ее воздействие.

Одна из фундаментальных особенностей любой культуры состоит в следующем: мера
разработки и детализации той или иной сферы однозначно задается мерой
значимости последней в культуре. Чем подробнее разворачивается нечто, чем

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Экономика политика общество. Новые реалии России