|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 » Андреем.
- Скажи, как люди твоей земли общаются с Небом?
- Ответ на такое превосходит мои силы, - начал Андрей. - Я попытаюсь,
но не будьте строги ко мне. - Он продолжал медленно, как посол, который
излагает главное: - При прадедах русские князья приняли христианскую веру,
и наши люди крестились толпами. В моем детстве священник научил меня
верить в чудо озарения истиной, которая свыше пролилась на Русь...
- И это благо, - отозвался Бхарави, - вера в высшее возвышает меня, и
души людей ищут чуда.
Соглашаясь, Андрей наклонил голову. Подумав, он продолжил:
- Мужая, я понял - к тем дням обветшала прежняя русская вера. Такое
же было у римлян, у греков. И у них христианство заменило их прежнюю
одряхлевшую веру. А к памятному для нас году крещения Руси многие русские
уже были христианами. Да, деревья и злаки, где ни растут все одинаково
питаются водой из небесных туч. Этим примером я хочу вам сказать, что моя
земля и до своего озаренья учением Христа не была темным, диким местом.
Крестившись, мы сохранили былые законы и обычаи. В речи нашей, не кривя
душой, мы поминаем имена старых богов, ибо мы не стыдимся прошлого. И у
нас не преследуют тех, кто еще держится старой веры. У нас нет гонений на
инаковерующих людей других народов, тогда как греки, латиняне, арабы
жестоки к иноверным.
- Проповедующий насилием - враг самому себе, - заметил Бхарави, -
такой губит свое учение.
- И я осуждаю таких, - сказал Андрей. - Но что еще мне сказать?
Судить о сущности высшего я не могу. Бога я чту в чести, в любви, надежде,
милосердии, разуме...
- Да, это его имена, - сказал тибетец. - Их много. Мудрец твоей веры,
не помню его трудное имя, назвал бога Владыкой Тишины. Вспомним еще одно
имя Неба - Покой - Мир Души. Покой есть движение, в нем Душа,
оплодотворяясь Любовью, разрывает Круг вещей. Безмерно усилие бабочки,
сотворяющей себя из личинки. Безмерно усилие личинки, сотворяющей из себя
бабочку. Разум соблазняет человека непокоем, и человек бежит и бежит, но
внутри Круга, - и он неподвижен.
Андрей взглянул на тибетца, отвел глаза, но темно-коричневое лицо
будто осталось перед ним, цвета старого луба, в странных твердых морщинах.
Без возраста, каменно-спокойное и такое грубо-чужое, что не назовешь и
уродливым. А под ним - те же заботы, те же тревоги обо всем, обо всех.
Живая душа, свой! Такие встречи на крутой лестнице дней - это пир, это
высшая роскошь. Андрею захотелось встать, крикнуть: о вы, братья мои! И
вдруг его потянуло на Русь, домой, так потянуло, как, может быть, никогда
еще за долгие годы странствий.
Мгновение остановилось, щедро помедлив. Потом время вновь двинулось в
будущее.
- Есть еще знание и незнание, - сказал Андрей. - Знай сильные духом,
как редка их сила, они были бы куда храбрее. И умные тоже. Ведь редкость и
ум. Стало быть, сомнение в себе тоже от бога?
- Это сказано справедливо, - одобрил Бхарави, а тибетец улыбался.
Радуясь удачно выраженной мысли, он сказал:
- Незнание нужно, как и сомнение. Они могут оградить человека от
искушения насилия, как перила моста ограждают от падения тех, кто боится
высоты.
- Есть и третье - хитрость, - продолжал Андрей. - Она не стеснена.
Она способна нагло попирать и силу, и ум. Несправедливо это как будто. У
нас говорят: "Бог знает..." Много нужно работы, чтобы построить дом,
который один человек развалит за утро. Хитрость... Горькое презренье
сильных и умных - мед перед ядом презренья хитреца.
- Это тоже правда, - согласился Бхарави.
- А ты знаешь, о каком яде я думаю сейчас? - спросил Андрей.
Трое невольно потянулись друг к другу, и Бхарави ответил за себя и за
тибетского гостя:
- Знаем!
- О яде, который убил?
- Да, да, - подтвердил Бхарави и, читая мысли русского, продолжал: -
Может быть, когда-либо откроется, кто остановил Тенгиза, сына Гутлука,
соком грибов или чем-то еще. Но думаю, не откроется. К чему? Совершившееся
- совершилось.
- Мы - точно братья, - сказал Андрей. - Ничто не изменится, если имя
убийцы - Случай, Судьба, Небрежность... Таких слов много, и мы, не
соглашаясь со злой волей, возлагаем надежду на божий суд. Так ли, иначе
ли, но суны имеют в монголах опасных соседей. Что будет?
- Сейчас - ничего. Даже война нуждается в отдыхе. Скоро пойдут
караваны. Ты без помехи уйдешь на запад, он, - Бхарави кивнул на Исаака,
погруженного в молитву, - на восток. Пока - будет мир. Суны - множество,
но им хватает пределов Великой Стены.
- А потом? - спрашивал Андрей. - Чего ждать потом?
Потом... Суны и сильны, и слабы. Верховная власть развращена. Монголы
ленивы, жестоки, как дети, любят оружие и развлекаются войной. Может быть,
найдется кто-то среди них же, только среди них, кто научит их находить
счастье в мире. Но, не умея трудиться, они скучают, скучают... Им снятся
походы.
Наверху смеркалось. Из продуха в каменной плите-крыше падал тусклый,
слабый свет, и пещера-келья казалась погруженной в туман. За дверью был
слышен шорох многих ног, издали, из храма Будды, доносился глухой звук
меди.
- Не знаю, не знаю, - повторял Бхарави. - Ты заставил меня гадать о
будущем. Это не нужно, не нужно... Время то стремится, то замедляется. Не
знаю. Может быть, Брама спит и грезит, а мы, вселенная, все, что движется
и что неподвижно, - только сны Брамы. Что я знаю? Может быть, есть нечто
совсем иное, совсем. Нечто непостижимое для нас и находящееся вовне. Что
могу я сказать? Я - тень. Я только сон...
На тропе восток - запад - восток встречались и расходились караваны.
Один - на восход солнца, другой - на его закат. Самый умный следопыт не
мог бы сказать, куда же ведет тропа, так как число встречных следов было
одинаково.
Синие монголы развлекались бездельем, оружием, конской скачкой и
рассказами об удалых делах войны. В сумерках пряный дым кизяка поднимался
сереньким столбиком в холодеющем воздухе. Кто-то поминал Тенгиза. Того,
кто стал великим ханом и кем-то был побежден на пиру после взятия сунского
Страницы: «« « 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |