|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 » соединенное с терпимостью да с вежливым умолчанием о собственных
достоинствах, превращается в добродетель. В Пещерах неизбежно образовались
подобия товариществ. Связью служили, как бывает в трудных обстоятельствах,
характеры людей - они в дни испытаний проявляются сами собой.
Слабые души льнули одна к другой, делясь страхами, и находили
утешение у служителей разных религий, своих невольных и добровольных
благодетелей.
Человек не камень. Дружились и сильные, чтобы поддержать себя
суждением о том, что стоит выше мелочей жизни одного человека.
В обширной келье Бхарави, одного из старейших сочленов буддийской
общины, беседовали четверо.
- Так было, так будет. Пока человек живет, он надеется, - говорил
русобородый мужчина. - Надежда - прекраснейшее свойство души. Без надежды
кто же отправится из дома, кто начнет дело, даже самое малое? У нас есть
женское имя - Надежда. Бывает, обращаясь к князю, у нас говорят
"надежда-князь". Не льстят этим, нет, но обязывают.
В пещерной келье было сухо. Сверху, из отверстия, пробитого в
каменной плите - естественной крыше, падало достаточно света. Снаружи
продух был искусно защищен от песка, и днем здесь не нуждались в лампах.
Русобородый, именем Андрей, возвращался из Поднебесной на Русь. О
Руси знали как о сильной западной державе между Итилем - Волгой и
родственными русским по крови чехами и поляками. На севере Русь выходила к
холодным морям, на юге - к Евксинскому Понту, иначе Русскому морю.
Андрей побывал в Поднебесной для продажи мехов, надо думать, большой
ценности, и возвращался с малым весом дорогих товаров да с двумя
спутниками, тоже подданными русского князя, но по виду нерусского племени.
Так знали со слов Андрея и большим не интересовались.
Равви Исаак, ученый еврей из древней Александрии, ныне арабского
владения, ехал в Поднебесную. Он заставлял Андрея рассказывать о сунах, с
терпением сильного человека мирясь с неизбежными повторениями.
- Все разоренное суны восстановят по-прежнему, - говорил Андрей. -
Они въедливы, упрямо-настойчивы, цепки. В труде себя не щадят,
неприхотливы.
- Драгоценные свойства, драгоценные. Заслуживают всяческого
поощрения, - заметил равви Исаак.
- У сунов я жил недолго, - продолжал Андрей. - Едва род. Речи их чуть
подучился. Грамота у них трудна неимоверно. Даже со своим человеком нужно
много соли съесть... Однако ж смотрел, видел. Вот, к примеру, как в
Нанкинге сун начинает пробиваться в купцы. В поиске счастья пришел
издалека, продав в родном месте все, что имел. Зажав малую толику денег,
он пробирается в город. Питается подаянием, нет милостыни - ест траву,
пробавляется бог весть чем, суны способны есть все. И то сказать, жить у
них дорого, с нашей Русью невозможно и сравнивать. В Нанкинге пришелец,
ночуя под небом, перебивается любой работой, согласен на все, лишь бы как
пропитаться. Таких, как он, там много. На самую трудную работу за
безделицу заработка согласны сразу и десять, и сто человек, а хозяину
нужен один. Пришлый голодает зло, но своих денег не тронет. Они для него -
надежда. Так перебивается, пока не узнает города, пока не поймет, с чего
начинать. Вот решился. У него лавочка-конура с товаром. Он в ней спит,
скорчившись ужом. На рассвете открывает торговлю. Сидит голодный, пока не
подсчитает, что есть барыш. Тогда купит лепешку, с которыми в рядах ходит
такой же, как он. Если не заморит себя, если не пропадет от мора либо
какой болезни, то через сколько-то лет начнет богатеть. Тут зальется
жиром, станет важным и давит других, как его давили, без пощады. Ибо сам
через все прошел, пусть другой терпит.
- Сильные люди, очень сильные, - сказал равви Исаак.
- Сильные, - согласился Андрей, - однако телом слабы и в работе берут
терпением, выносливостью. Ремесленники у них хороши. Ткут дивные ткани,
кожу выделывают, любую вещь украсят. Режут на камне, на кости, на меди так
мелко, что едва видно глазом. Лак наносят слой за слоем с перерывами по
многу дней, по два года проходит, пока не кончат. Землю любят, землепашец,
не стыдясь, все нечистое несет в поле - без удобрения земля не родит, ибо
покоя ей не дают, - и поля смердят, как нужное место. Земледелец работает
цепко, не щадя себя. Видел, как на поле из реки носят воду. С двумя
ведрами лезут на кручу. Тропинка пробита ногами. Трудно лезть и пустому.
Сун же норовит капли не расплескать. Спрашиваю, почему не устроите
поудобнее? Говорят - так и деды воду таскали. У них считается: чем древнее
обычай, тем лучше. Я поклонился великому труду. Про себя же подумал: хоть
бы дорожку-то прорыли. Нельзя... Труд они чтут. Сунский цесарь - Сын Неба
каждый год сам с великой церемонией проводит деревянным древним плугом в
поле борозду.
- Это очень доброе дело! - воскликнул равви Исаак. - От труда все
богатство.
- Кто ж того не знает, - подтвердил Андрей. - Но почет, я думаю,
оказывают больше для вида. У сунов закон - почитать начальников, как дети
родителей. Но терпят они от начальников столько, сколько другой не
вынесет. Начальников у них бесчисленно много. Налогами их обирают, как
курицу щиплют. Нигде подобного не увидишь, ни у арабов, ни у греков, ни у
булгар. О Руси не говорю, ибо непристойно хвалиться. Нет, у сунов жизнь
тяжкая. Ты, равви, правильно заметил, что они сильные. А случись мор -
мрут, как осенние мухи. Да и простой болезни сун легко поддается, сгорает,
будто лучина. Стариков у них я редко видел. Жестокости много. Сунов
запугивают пытками, мучительными казнями. Почему?
- По закону Моисея тоже полагаются мучительные казни для устрашения
злых и возмездия, - заметил равви Исаак.
Со всем пылом молодости русский посол, некогда ездивший в Данию за
Гитой, невестой Мономаха, возразил бы Исааку: "В обычаях Руси, в законах
Русской Правды негу пыток и казней!"
Усердие пуще разума... Во всех странах люди развлекаются рассказами
путешественников. Для развлечения арабы в ученых книгах мешают быль с
небылицей, суны, инды тешатся невероятным. Где-то оно существует,
чудесное! Однако ж самые странные на вид звери, встречавшиеся Андрею на
длинных его путях, своей бессловесностью и повадками выдавали свою
общность со всеми зверями. Как не сказать - удивительны различия между
народами в цвете кожи, в речи, в одежде, в обычае, даже в пище! Но все
одинаково хвалятся своим и все равно недоверчивы к словам иноземцев. В
чужой земле ты посол своей земли, по тебе будут судить о твоих. И Андрей
ответил Исааку:
- Были великие учителя. Не было великих учеников.
Равви Исаак встрепенулся: русский будто бы намекнул, что нынешние
Страницы: «« « 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |