Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ключевский В.О. - Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 322
Размер файла: 2004 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

сплачиваются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Эти эле-
менты-язык, кровь или кровное родство, мысль, знание, чувство, обычай,
право, порядок, труд и капитал и т.п. Каждый из этих элементов имеет
свою долю участия в создании и развитии человеческих союзов; все эти
элементы присутствуют везде, в каждом обществе, но общества, создаваемые
ими в разные времена и в различных местах, не похожи друг на друга".

 11-11 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания.
12-12 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 13-13
Текст, добавленный автором при подготовке первого издания, вместо текста
литографии, содержащего иной фактический материал.
 14-14 Далее в первом издании следовал текст, опущенный автором при
подготовке второго издания: "Природа и взаимодействие элементов общежи-
тия, как они проявлялись в исторически слагавшихся обществах, - таков ос-
новной предмет исторической социологии. Эти общества-все различные мест-
ные сочетания и положения общественных элементов. Следовательно, чем
больше изучим мы таких местных сочетаний, тем всестороннее узнаем
свойства и действия разных общественных элементов и проявляемых ими ис-
торических сил, тем полнее раскроется перед нами природа каждого и каж-
дой из них. С другой стороны, изучая происхождение того или другого со-
четания исторических сил и общественных элементов, мы узнаем, при каких
условиях устанавливается то или другое отношение между ними, т.е. при
каких условиях известный элемент или сила выступает той или другой сто-
роной своей природы. Значит, посредством изучения местной истории мы
познаем не только природу людского общежития, но и законы его движения,
так сказать, его механику, познаем, при каких условиях известный элемент
его двигает человечество вперед по пути мирового прогресса и когда за-
держивает его движение, когда, например, капитал убивает свободу труда,
не усиливая его производительности, и когда, наоборот, помогает труду
стать более производительным, не порабощая его. Таким образом из науки о
том, как строится человеческое общежитие, может со временем-и это будет
торжеством исторической науки-выработаться и прикладная часть ее-наука о
том, как наилучше строить его-это общежитие" {Ключевский В. О. Курс
русской истории. Ч. 1. С. 17] [ср.: С. 39 настоящего издания].
 15-15 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания, на
основе перередактированного текста литографии. 16-16 Текст, добавленный
автором при подготовке первого издания.
 ЛЕКЦИЯ II
 1-1 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 2х-2х
Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 2а-2а Текст,
добавленный автором при подготовке четвертого издания (1911 г.).
з-з Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 4-4
Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 5-5 Текст,
добавленный автором при подготовке первого издания. 6-6 Уточнение, вне-
сенное автором при иод готовке первого издания, вместо текста литогра-
фии: "Приблизительно с конца XII века..." 7-7 Текст, добавленный автором
при подготовке первого издания. 8-8 Текст, добавленный автором при под-
готовке первого издания. 9-9 Текст, добавленный автором при подготовке
первого издания. io-io Текст, добавленный автором при подготовке первого
издания. ii-ii Текст, добавленный автором при подготовке первого изда-
ния. 12-12 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания.
13-13 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. Сохра-
нился набросок введения к литографии, сделанный в 1895 г. и относящийся
к вопросам, рассматриваемым в XI лекции: "Ход и качество народной жизни
зависят от направления и характера народного исторического труда, от то-
го употребления, какое народ по условиям своего положения делает из сво-
их сил и средств, данных ему географической и исторической его обстанов-
кой, природой его страны и его международным соседством. Каждому народу
предстоит исполнить две работы, которые

 КОММЕНТАРИИ

 КОММЕНТАРИИ

составляют существенное содержание его истории и между которыми каж-
дое лицо из народа делит свои житейские усилия. Одну часть этих усилий
оно несет на общее благо, на выработку политических и экономических
средств для беспрепятственной и справедливой установки общественных от-
ношений, людского общежития-словом, для упрочения внешней безопасности и
внутреннего благоустройства, а другая часть удерживается лицом для своих
частных потребностей, для устройства своего личного существования, для
развития своих умственных и нравственных сил. Для нормального полного и
стройного хода народной жизни требуется известная соразмерность усилий,
обращаемых народом на обе работы, и на устроение общества, и на развитие
личности; без этой соразмерности одна работа идет в ущерб другой и этим
подрывает собственную прочность, тогда как при нормальном ходе обеих ус-
пехи одной облегчают и упрочивают другую, изменяя требовательность или
притязательность государства, непосильная тяжесть внешней обороны задер-
живает успехи частного благосостояния, развитие личности; с другой сто-
роны, справедливый общественный порядок устанавливается легче и прочнее
при надлежащем развитии личности, т.е. при правильном понимании людьми
своих средств и интересов, своих прав и обязанностей. Но для такого со-
размерного хода обеих работ нужна довольно резкая встреча многих благоп-
риятных условий. Нашему народу были даны далеко не все необходимые для
этого условия, и в его жизни одна работа получила решительный перевес
над другой, сообщив одностороннее направление его историческому труду.
Заброшенный между Европой и Азией, среди леса и степи, вдали от старого
образованного мира, русский народ не нашел в доставшейся ему стране ни-
какой культурной подготовки, ни преданий, ни даже никаких развалин и
многие века должен был тратить большую часть своих усилий на два грубые
дела: 1) на первичную разработку неподатливой своей страны, с бою усту-
павшей человеку свои дары, и 2) на изнурительную оборону от хищных степ-
ных соседей, отнимавших у него лучшие, наиболее открытые части
его страны. В том и другом ему большую часть самому приходилось выра-
батывать приемы действия, помощью собственных опытов и соображений; на-
учные знания, технические средства культурного мира перехватывались
спешно и случайно через русского купца, а потом византийского священни-
ка. От работ, требовавшихся общенародным благом, государством в виде по-
датных и военных повинностей отдельному лицу оставалось очень мало для
работы над самим собой, над своими частными отношениями, над устройством

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ключевский В.О., Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1