Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Литвин Игорь - Затерянный мир или Малоизвестные страницы белорусской

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 449 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  »

пребывали, ныне в вечную неволю  забрали,  а иных помучали; а какие безделия
над честными женами и девицами  чинили...", писал бывший  сторонник русского
царя, могилевский  полковник  Поклонский. Могилевским евреям было  приказано
взять ценные вещи и якобы для высылки в  Польшу  выйти из города. В поле  их
ограбили и уничтожили. Таким жутким эпизодам нет числа. "Потоп" XVII века --
самая  большая   катастрофа   нашего   народа.  Она  не   только  уничтожила
значительную  часть  населения,  но и  поселила в  душах  белорусов страх  и
сомнения.
     Чтобы  продемонстрировать  свою преданность  русскому царю,  а,  скорее
всего,   чтобы  пограбить,  в  разорении   нашей  земли  участвовали  отряды
запорожских казаков  Богдана Хмельницкого. Поэтому, называть именем его, или
Суворова, улицы и колхозы так же неуместно, как и именами фашистов.
     Еще  одно  бедствие  - это массовый  насильственный  вывоз  белорусских
ремесленников в Россию. Десятки новых ремесел  появились  в Москве благодаря
мастерам, поселенным в так называемой "немецкой слободе". Семьи подневольных
мастеров царские слуги продавали на невольничьих рынках Астрахани.
     Собиравшиеся  на  соймы  шляхтичи   никак   не  могли  договориться   о
противодействии захватчикам.  Существовавший принцип  Liberum veto  позволял
принимать  законы  только  при  единогласном  одобрении  его  каждым  паном.
Практически, ни одно  решение, каким бы оно ни было полезным,  не могло быть
принято.  Достаточно   было  одного  подкупленного  крикуна,  чтобы  сорвать
голосование. Заседания соймов  того  времени можно назвать одним современным
словом --  "бардак".  Оружие  у  всех  было  с собой, поэтому довольно часто
прения  переходили в рукопашные схватки. Население страны истекало кровью  и
находилось  на  грани  физического  уничтожения,  а  шляхта обсуждала  такие
"важные"  вопросы, как законность наследования чьей-то  мельницы и  кто кого
назвал   "хамом".  Возможно,  им  тогда  казалось,  что   силы   государства
безграничны, и кто-то другой спасет страну.
     Власть  короля  также  была  не  эффективной. Многочисленные  льготы  и
привилегии  сделали  дворянство  ему  неподвластным.  Согласно законам  Речи
Посполитой,   шляхта,  недовольная  решениями  короля  могла   собираться  в
конфедерации  и с  оружием  в руках  добиваться  отмены  его  указов. Вместо
обороны  страны,  дворянство  боролось  с  королем  и с другими  шляхетскими
группировками. Вся тяжесть войны лежала на плечах исчезавшего народа.
     Однако  русской  армии  приходилось   "воевать"  не  только  с   мирным
населением  Речи Посполитой,  но  и  с партизанскими отрядами, небольшими по
численности,  но  состоящими   из  профессиональных  военных--  шляхтичей  и
крестьян. Именно тогда сформировался у нашего народа этот способ "общения" с
превосходящим  по  численности  противником.  В   ряды  партизан   вливались
горожане, крестьяне и даже православные священники. В православном Могилеве,
в  ночь с  1-го  на 2-е февраля 1661 года  во время  восстания  горожан было
уничтожено семь тысяч стрельцов. Спасся только один, находившийся за городом
в  самовольной  отлучке. Горожане заблаговременно вывинтили из русских ружей
кремни и потери среди повстанцев были небольшими.
     В  самой  России  зрело недовольство  все  новыми и новыми  рекрутскими
наборами.  Интенсивная война  требовала  колоссального напряжения экономики.
Награбленное в  походах  добро доставалось  только  боярам  и  воеводам. Для
содержания армии увеличивались старые и вводились новые налоги.
     Еще до  начала войны в Москве полыхал  "соляной" бунт.  При  отсутствии
холодильников,  единственным  способом  консервирования  продуктов  было  их
соление.  Соль была  не  просто  дорогим  товаром,  ее  отсутствие  означало
голодную  смерть.  Зная, что соль  будут покупать в  любом случае, чиновники
царя Алексея Михайловича подняли цену на нее в шесть раз. Начался бунт.
     Во время войны народные восстания вспыхивали по всей стране, и царь был
вынужден  в январе 1667 году  прекратить ее. Остановить  гражданскую войну в
самой России это уже не  могло. В 1667 году  казачьи отряды  Степана  Разина
совершили походы на Волгу и Яик (совр. Урал), а в  1668-69 на Каспий. Весной
1670-го  Разин  возглавил  уже ставшую  полномасштабной крестьянскую войну в
России. Русский царь, пожелавший нажиться на  чужом несчастии, пожинал войну
в своих пределах.
     По  прошествии  нескольких  веков,  нам  легче  рассуждать  о  событиях
прошлого.  Чтобы  рассуждения не остались бесполезными  и трагедии вновь  не
повторялись,  необходимо  осознание  и  устранение  их  причины.   Ничто  не
обходится  народу  так  дорого,   как  потерянная  свобода.  Каждый  человек
рождается свободным. В зависимость  он попадает по своему недомыслию  или по
чужому злому умыслу. Каждый человек или народ поступает  по принципу -- своя
рубашка ближе к  телу.  Это  естественно. Чужое благополучие или  даже жизнь
мало кто ценит. Польские и шведские короли, русские цари -- не исключение из
этого  правила. Во время Потопа  XVII века, кроме внешней агрессии, белорусы
еще и убивали друг друга. К  страданиям  народа добавился  раздирающий нацию
вопрос -- под кем быть? Под поляками,  под  шведами или под русскими?  Ответ
может  быть только  один  --  нужно  оставаться  собой.  Только собственное,
национально  ориентированное  государство  может  обеспечить  безопасность и
благополучие  своим  гражданам.  Древнее  Полоцкое княжество было  богатым и
благополучным только потому, что преследовало только свои интересы.
     Вопрос  о религиозных предпочтениях затрагивает  интересы больших групп
населения и  является весьма сложным и ответственным. Опрометчивые решения и
высказывания о религии, порой, являются причиной серьезных  конфликтов. Я не
буду пытаться навязать какие-либо догмы, а лишь выскажу свое частное мнение:
какими бы благими намерениями не были бы движимы священники католической или
Русской Православной церкви, все равно они будут проводить генеральную линию
своего  высшего  духовенства. Для  Беларуси  недопустимо  разрываться  между
Западом и Востоком.  Может быть, проблема решилась бы,  если  католическая и
православная церкви в Беларуси были бы автокефальными? Например, Армянская и
Грузинская  автокефальные  церкви,  даже  при  враждебном внешнем  окружении
консолидируют  свои  народы уже более полутора тысячи лет.  Почему  белорусы
должны  подстраиваться  под  политиков и  религиозных  деятелей  Западной  и
Восточной   Европы,   постоянно   ведущих   между   собой  борьбу?  Традиции
христианства на наших землях более древние и  глубокие, чем у соседей. То же
касается и государственности. Например, Польское королевство было образовано
в   1025   году.   В  это   время  Полоцкое  княжество  было   уже  развитым
самостоятельным государством, а с правившим  князем  --  Брячиславом,  отцом
Всеслава Чародея считались все соседи.


     Петр I


     Петр I оставил  глубокий след в  белорусской истории. Скорее  его можно
назвать  шрамом.  Долгое  время  нам  навязывали стереотип, что  это был наш

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Литвин Игорь, Затерянный мир или Малоизвестные страницы белорусской