Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»

     575 Причастие под обоими видами (sub utraque specie) - хлеба и вина - в
католической  Церкви  сохранено  только   для   священнослужителей;   миряне
причащаются  облатками.  В  древнехристианской   Церкви   оно   существовало
одинаково (под обоими видами) и для священников и для мирян; до конца IV  в.
оно преподавалось раздельно. Такой порядок в восточной Церкви удержан только
для священнослужителей, а миряне причащаются хотя и под  обоими  видами,  но
вместе, то есть из чаши, куда в вино ("кровь Христову") уже вложены  частицы
хлеба ("тела Христова"). В протестантство оно вошло  идейно  от  катаров,  а
практически от  гуситов,  которые  также  считали  причащение  символическим
обрядом, не признавая пресуществления. Исторически  всегда  получалось  так,
что  те  классы,   которые   выступали   против   привилегий   католического
духовенства, выставляли требование причащения под обоими видами  для  мирян,
так как хотели добиться в Церкви демократического  порядка.  Особенно  резко
эта сторона вопроса выступила у  гуситов-утраквистов.  Требование  чаши  для
мирян становилось их знаменем.

     576 Индульгенция (отпущение грехов)  -  письменный  документ  от  имени
папы, верховного первосвященника, дающий обладающему им право  на  отпущение
грехов  как  прошлых,  так  и  будущих,  или  на  известный,   указанный   в
индульгенции, срок или на вечные времена.

     577 Монашеские ордена - см. примеч. 186.

     578 Безбрачие, или целибат (coelibatus), обязательно для  католического
духовенства как черного, так и белого. В древней христианской Церкви в браке
состояли не только белые священники, но и епископы;  безбрачными  были  лишь
монахи. В католичестве целибат укрепился лишь к началу второй  половины  XII
в., и причины его  введения  были  самого  материального  свойства.  Папство
отстаивало принцип безбрачия, так  как  претендовало  на  имущество  Церкви,
остававшееся после бессемейного епископа;  семейное  же  духовенство  обычно
стремилось отделить часть церковного имущества в пользу жены, детей и других
наследников.

     579 Посты  (как  однодневные,  так  и  длительные)  -  чисто  церковное
установление. Католическая Церковь разрешала за большие деньги откупаться от
постов.

     580 Дом Альфонсо Манрике - пятый великий  инквизитор  Испании  (1523  -
1538 гг.), архиепископ Севильи. Манрике - древняя фамилия  Испании,  которая
происходит от графов кастильских через Фернандо Гонсалеса, умершего в 970 г.
Эта фамилия образовала несколько линий, члены которых нередко были в родстве
с королями Кастилии и Арагона.

     581 Главный трибунал инквизиции находился в Севилье; при  Карле  V  был
перенесен в Толедо, а при Филиппе II в Мадрид.  Им  заведовал  великий  (или
главный)  инквизитор  Испании.  В  центрах  провинций  королевства   имелись
подчиненные  ему  трибуналы,  во   главе   которых   стояли   провинциальные
инквизиторы. Трибунал состоял  из  трех  инквизиторов  -  судей,  секретаря,
прокурора; на заседания приглашались 2  -  3  юрисконсульта  и  епархиальный
епископ.

     582 Иллюминаты (по-испански alumbrados, также alombrados) - религиозная
секта, возникшая в Севилье, Толедо и других местностях Испании в 20- х годах
XVI в. и подвергавшаяся  преследованию  со  стороны  инквизиции.  Иллюминаты
говорили о внутренней связи с  Богом,  не  придавая  существенного  значения
внешним  проявлениям  религиозности.  В  этом  смысле  следует  смотреть  на
иллюминатство  как  на  протест  против  сухого  формализма,  проводившегося
доминиканцами-инквизиторами. Под  ударами  последних  иллюминаты  в  Испании
погибли. Характерно, что Игнатий Лойола и первые  иезуиты  были  заподозрены
инквизицией в сочувствии иллюминатам и привлечены инквизиционным  трибуналом
к суду. Испанские  иллюминаты  нисколько  не  связаны  с  тайным  германским
обществом  иллюминатов,  организованным  Адамом  Вейсгауптом  в  1776  г.  и
боровшимся   против   иезуитов.   Немецкие   иллюминаты   были   близки    к
франкмасонству.

     583 Квиетизм - мистико-религиозное течение в католической  Церкви  XVII
в.; оно связано с испанским богословом Мигуэлем Молиносом (1628 - 1696 гг.),
по  поводу  сочинения  которого  "Quida  spirituale"  (1675   г.)   кардинал
Карраччиоли впервые употребил в 1682 г. слово "квиетизм". Папа Иннокентий XI
одобрил книгу Молиноса, но иезуиты  и  инквизиторы  повели  против  Молиноса
ожесточенную кампанию. Он был арестован, просидел в тюрьме два года и в 1687
г. предстал перед инквизиционным трибуналом. В его  книге  было  найдено  68
тезисов,  вызвавших  осуждение.  Хотя  Молинос   торжественно   отрекся   от
инкриминируемых положений, он был приговорен  к  пожизненному  заключению  в
монастыре. Квиетизм - протест  против  механического  католицизма  XVII  в.,
олицетворявшегося доминиканцами, инквизицией и иезуитами. В тексте  Льоренте
неправильное смешение квиетистов с иллюминатами: связь последних  с  первыми
не установлена, хотя по духу оба движения родственны. Не совсем основательно
утверждение Льоренте, что главою иллюминатов был Фома Мюнцер.

     584 Фома Мюнцер - религиозный проповедник, родился в Штоль-берге в 1490
г.,  был  казнен  во  время  крестьянской  войны  1525  г.  в   Мюльгаузене,
центральном месте борьбы горнозаводских и текстильных  рабочих  и  крестьян.
Мюнцер  по   окончании   богословского   образования   был   священником   и
проповедником и около 1520 г. приобрел большую популярность в  Цвиккау,  где
слушатели его проповедей были почти исключительно подмастерья-суконщики,  из
которых  многие   благодаря   Мюнцеру   вскоре   сами   стали   влиятельными
проповедниками.  Сначала  Мюнцер  нападал  главным   образом   на   папу   и
католическое  духовенство,  но  вскоре  предметом  его  страстных  обличений
сделался  господствующий   класс   вообще,   богатые   люди   в   частности.
Встревоженный муниципалитет изгнал Мюнцера из Цвиккау, и  проповедник  после
долгих скитаний очутился в Альштете, вблизи мансфельдских медных, серебряных
и золотых  рудников.  Здесь  он  продолжал  свою  деятельность:  "лицемерная
папская исповедь" была уничтожена, причащение совершалось под обоими видами,
вся община принимала участие  в  богослужении.  Привилегированное  положение
духовенства исчезло, и потому-то,  как  сообщает  сам  Мюнцер,  "наши  враги
говорят, будто согласно нашему учению пастухи могут служить обедню в  поле".
Библия и некоторые богослужебные книги были  переведены  на  немецкий  язык;
"латинские слова создают обман и невежество, и потому псалмы были переведены

Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции