Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

темпами, которые возникли при совершении охотничье-технической революции.

     Особенно резко  повысилась  производительность  труда  в  охотничьем  и
рыбном промыслах, где стали широко применяться  такие эффективные  средства,
как лук  со стрелой  и  сети.  В  это  время многие коллективы древних людей
начинают переходить  от  кочевого  образа  жизни  к  полукочевому  или  даже
полуоседлому. До охотничье-технической революции,  которая  имела в  истории
общества  огромное, труднооценимое значение, в  течение длительного  времени
первобытный человек влачил жалкое, полуголодное существование, был полностью
подчинен  грозным силам капризов  природы.  Только в  результате  совершения
охотничье-технической революции  люди  смогли систематически  уделять  часть
своего  времени,  наряду  с  добыванием  пищи,  также  и  развитию  техники,
технологии производства, искусству.

     Если  люди  после охотничье-технической  революции стали уделять  часть
своего   времени   наскальной  живописи,   лепке  и   вырезанию   статуэток,
хореографическому и  музыкальному искусству и т.д., то это лишь  значит, что
они  не только смогли удовлетворять свои потребности в  пище, одежде, жилье,
орудиях труда и т.д. благодаря  резко возросшей производительности труда при
совершении  охотничье-технической  революции, но и имели  еще  и  избыточное
время, которое  и затрачивали на  свое духовное развитие, для удовлетворения
своих  духовных  потребностей. До  охотничье-технической  революции это было
немыслимо.

     Иногда  говорят,  что  в  первобытно-общинном   обществе   отсутствовал
прибавочный  продукт, под  которым  понимается  продукт  труда, производимый
сверх того минимума, который абсолютно необходим для существования людей.

     С этим можно  согласиться, сделав следующие оговорки.  Если речь идет о
первобытном обществе  до охотничье-технической  революции, то, несомненно, в
нем   отсутствовала  возможность  систематического  созидания,  производство
излишков  продуктов  труда,  т.е.  прибавочного  продукта.  Если прибавочный
продукт  где-то   и  создавался,  то  это  носило  исключительно  случайный,
исключительно редкий характер.

     Что же  касается общества со времени  совершения  охотничье-технической
революции,  то здесь дело  обстоит  несколько  иначе. Несомненно, люди этого
времени  также  не  производили  или производили мало продуктов  труда сверх
того,  в чем они нуждались,  но они не делали этого не потому, что не  имели
такой   возможности,  а  лишь  потому,   что  не   видели  в   этом  никакой
необходимости,   никакого  смысла.  Если  охотники,   вооруженные  луками  и
стрелами, убивали из стада диких животных одного, двух или  трех животных, а
не пять или десять, то лишь потому, что им в это время было достаточно этого
количества.

     Человек этого периода развития общества, т.е.  периода после совершения
охотничье -технической революции не стремился добывать пищи  или производить
других  продуктов  труда больше, чем ему было  необходимо. Ему было неведомы
чувство жадности, жажды наживы,  стремления к обогащению и другие  низменные
чувства, которые являются продуктом цивилизации.

     Возможность  создания прибавочного продукта находится в зависимости  от
уровня  потребностей  людей   и  уровня  производительности  труда.  Уровень
потребностей  людей современного типа был  гораздо выше  уровня потребностей
неандертальца, но  еще  в  большей степени превосходил  человек современного
типа неандертальца по  производительности  труда, которая резко возросла при
совершении  охотничье-технической   революции.  Этот  факт  признают  многие
исследователи.  "Важное  значение  в  исследовании   динамики   первобытного
хозяйства  имеет   научный   эксперимент,   проведенный  группой   советских
археологов  в 1956-1957 г.г.  Сущность эксперимента  заключалась  в  полевой
проверке  производительности   каменных  орудий,   изготовляемых   в  точном
соответствии  с первобытными  образцами.  Результаты  эксперимента позволяют
более  точно оценить  производительность  труда в  первобытном  хозяйстве  с
каменной техникой.  Оказалось, что производительность эта  значительно выше,
чем  обычно представляли  ученые. Например, на изготовление из камня  такого
орудия,  как топор, требовались  не месяцы  и даже годы, как предполагали, а
всего несколько  часов. К тому же  установлено, что каменные орудия были  не
одноразового,  как считалось, а  многоразового применения. Многие трудоемкие
работы (например, рубка дерева при помощи каменного топора) заняли не дни, а
минуты,  максимум  часы,  а  изготовление  долбленой  четырехметровой  лодки
продолжалось всего 10 дней.

     Таким   образом,  труд  в  первобытном  хозяйстве   был  не  столь   уж
непроизводительным. Обработка каменной техники занимала сравнительно немного
времени, это  давало  человеку  возможность для организационно-общественных,
культурных и иных занятий.

     Лук и копьеметатель (рогач для метания дротика) прибавили к технической
базе  первобытного   хозяйства  по  сути  первые   механизмы.  Накопление  и
высвобождение в момент выстрела энергии в луке и удлинение человеческой руки
посредством  рогача-копьеметателя резко увеличили  производительность  труда
охотника" (17).

     Мы   видим,  что  уровень  производительности  труда  после  совершения
охотничье-технической  революции  резко  возрастает.  А  это  дает  древнему
человеку возможность не  только  удовлетворять все его потребности, несмотря
на  то,  что  они  возросли  и  продолжали  постепенно расти  дольше,  но  и
систематически  производить  прибавочный  продукт. Но  они  не  стремятся  к
производству прибавочного продукта, он им не нужен, древние люди не видят  в
производстве  прибавочного  продукта никакой необходимости, никакого смысла.
Поэтому они используют  избыточное время  не  для  производства прибавочного
продукта,  а  для  дополнительного отдыха,  для спортивных игр,  для пения и
танцев, для искусства, религии и т.д.

     Поскольку  древние люди этого периода развития общества не стремились к
обогащению,  то, естественно, они не стремились и  к тому, чтобы присваивать
чей-то труд, вернее, его продукт, т.е. к эксплуатации человека человеком.

     Все время суток - 24 часа можно разделить на три основные части:


Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества