Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

   Энциклопедия: Кельтская мифология


     ------------------------------
     CELTIC MYTHOLOGY
     Публикуется с разрешения издательства Geddes & Crosset
     Перевод с английского С
   Головой и А. Голова
     Издательство Эксмо 2002
     OCR Васильченко Сергей
     ------------------------------


     Введение


     О кельтах мы знаем гораздо меньше, чем о греках или римлянах,  хотя они
тоже создали великую и своеобразную цивилизацию. В  отличие от римлян они не
заботились  о   создании  обширной   империи,   продолжая  жить  по  законам
родоплеменного общества,  и  поэтому  не  оказали  сколько-нибудь  заметного
влияния на другие народы.
     Серьезной проблемой, с которой сталкиваются  желающие узнать о кельтах,
является полное  отсутствие  текстов по  истории  и  литературе,  записанных
непосредственно   в  ту   эпоху.   Известно,  что  у  кельтов   существовала
письменность, но создается  впечатление, что они ею не  пользовались.  Можно
лишь предполагать,  что  эта странная особенность  была составной  частью их
социальной и религиозной культуры  и что друиды, или жрецы, наложили на весь
народ своего рода табу, запрещающее записывать что бы то ни было.
     Поэтому наследие кельтов  дошло до нас исключительно в устной традиции.
Их культура невероятно богата волшебными  легендами  и  преданиями,  которые
веками передавались из  уст в уста и, как правило,  сохранились в нескольких
вариантах,  как,  впрочем, и  сами  кельтские  имена и  названия.  И  лишь в
сравнительно недавнее время  наши  знания о кельтах существенно  пополнились
благодаря  археологическим  раскопкам.  И  артефакты,   найденные  в   таких
раскопках,  поведали  нам  об  образе  жизни  кельтов  гораздо  больше,  чем
уцелевшие письменные источники.
     Так  как  у  кельтов  бытовало  поверье,  что  после   смерти   человек
просто-напросто  отправляется  путешествовать  в  потусторонний  мир,  в  их
захоронениях были найдены не только останки умерших, но  и множество бытовых
вещей,  которыми  покойные  пользовались  в  земной  жизни  и  которые,  как
считалось,  понадобятся им в царстве  смерти. Эти находки, к  числу  которых
относятся  повозки, телеги,  даже  лошади,  а также  всевозможные  тарелки и
блюда, инструменты, оружие и ювелирные украшения, позволили ученым  полнее и
глубже понять быт и нравы кельтов и доказали, что сами кельты отнюдь не были
таким примитивным народом, как полагали многие.
     Эта  книга,  рассказывающая  о различных обычаях и  преданиях  кельтов,
существенно  расширит  представления  читателя  о  народе, жизнь  и  история
которого и сегодня в значительной мере окутаны покровом тайны.

      МИФОЛОГИЯ БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

Глава 1.
     РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
     КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ

     Древнейшие легенды и поэтические памятники любой страны и любого народа
представляют огромный интерес и ценность  не только  для потомков, но и  для
всего человечества. В качестве  примера достаточно назвать классические мифы
Древней  Греции.  Они оказали, так сказать, троякое  влияние на историческую
судьбу народа, создавшего их,  и  страны, земля  которой  была их  ареной  и
сценой их действия. Во-первых, во времена, когда эти предания были еще свежи
в  памяти, вера в их  подлинность  и гордость за  своих отцов  стали  силой,
способной  объединить  разрозненные племена эллинов в  единую  конфедерацию.
Во-вторых, они  вдохновили  скульпторов  и  поэтов  на создание творений, не
только  непревзойденных, но  и не  повторенных  ни одной из  культур  во все
последующие века. И наконец, в эпоху, когда "слава Греции" померкла и ушла в
прошлое,  а ее  жители  под  натиском все новых  и  новых захватчиков  почти
потеряли право  именоваться  эллинами, эти  мифы  прочно  вошли в литературы
нового времени и окружили Грецию тем поэтическим ореолом, благодаря которому
эта небольшая  страна выглядит в  глазах остального мира куда более великой,
чем многие державы, далеко превосходящие ее и по площади, и по ресурсам.
     Это постоянное влияние  классической мифологии древних греков, ощутимое
во всех цивилизованных  странах,  особенно  заметно на Британских  островах.
Практически с  момента зарождения  английской  литературы  созданные греками
предания о богах  и героях  служили  неиссякающим источником вдохновения для
большинства   британских   поэтов.   Обитатели  Олимпа,   блаженной  обители
древнегреческих  богов,  приняв более  привычные латинские  имена, заняли  в
английской поэзии почти такое же место, что и в поэзии самой Эллады. Начиная
с Чосера  они навсегда овладели  вдохновением поэтов  и читателей Британских
островов.  Магическое  очарование  классических  мифов,  подобно  кельтскому
Граалю, щедро питает всех, кто хотя бы paз испытал его.
     Однако  в  конце  концов  и  этот  источник  стал иссякать.  Будучи  на
английской   почве  явлением  чужеземным   и  экзотическим,  греческие  мифы
деградировали,   став   заурядной   банальностью.   Под   неискусным   пером
второстепенных пиитов XVIII века персонажи мифов превратились в раскрашенных
кукол.  И  когда  чуть  ли  не  каждая  чахлая  рощица  стала  "широкошумной
дубравой", а встречная  деревенская девушка - "нимфой", читателям на  каждом
балу  грозила встреча с  напудренной  Венерой в фижмах и  буфах,  с  Марсом,
несущим  на  плече  мушкет,  и  Аполлоном,  вдохновляющим  самого  поэта  на
очередные тривиальные потуги. Но аффектация наконец убила -  и слава богу! -
образно-поэтическую манеру, ставшую общим местом. Скомпрометированная убогим
и затасканным  лексиконом бесталанных писак,  классическая мифология  быстро
стала сферой, затронуть  которую отваживались  только по-настоящему  великие
поэты.
     Однако мифология оказалась  для литературы  настолько  необходимой, что
писатели-романтики,  отвернувшись  от  легенд, родиной  которых  была  Южная
Европа,  принялись искать новый творческий импульс. Очень скоро они обратили
взгляд  на  север. И теперь  вдохновение искали уже  не в тени  Олимпа,  а в
Асгарде,  блаженной  обители скандинавских  богов. Более  того,  возобладало

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии