Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

скорее земледельцами, чем скотоводами,  поскольку еще в эпоху каменного века
эти  люди, жившие на  холмах, на вершинах которых они возводили укрепления и
крепости, а на склонах устраивали своего рода террасы. Они господствовали на
Британских  островах вплоть  до появления  кельтов, которые сразу вступили в
борьбу с  аборигенами, вытеснили их с наиболее плодородных земель, покорили,
а затем даже смешались с  ними.  В эпоху римского владычества они оставались
практически независимыми от  Южного Уэльса. В Ирландии они  долго оставались
непокоренными, считаясь не  подданными, а  союзниками  римлян,  в отличие от
гэлов,  ставших настоящими  крепостными; они самостоятельно управляли своими
провинциями, сохраняя  собственные обычаи и религиозные  верования. Несмотря
на постоянные вторжения захватчиков в Великобританию и Ирландию, эти люди не
вымерли  и даже не утратили своих  типичных черт.  Именно этот  тип является
преобладающим во многих регионах Британии  и Ирландии,  и, по мнению  многих
этнологов, число представителей этого типа по всей Англии постоянно растет.
     Представители второй расы являли собой полную противоположность первой.
Они были высокими, стройными, светловолосыми, серо- или голубоглазыми людьми
с широким черепом; их обычно называли кельтами. Их язык относился к арийской
семье,  родственными   языками   которой  являются   латинский,   греческий,
тевтонский,    праславянский,    зенд    (древнеперсидский)    и    санскрит
(древнеиндийский).  Прародиной  этой  расы,  по-видимому,  была  Центральная
Европа,  точнее,  земли  в верхнем  течении  Дуная или регион  Альп. Круглые
курганы, в  которых  они  погребали своих  покойников или предавали земле их
пепел, резко отличаются по форме от  длинных курганов аборигенов. Они стояли
на  более  высокой  ступени  культурного развития,  чем  иберийцы,  и именно
благодаря им на  Британских островах появились бронза и серебро, а также, по
всей вероятности, и некоторые виды домашних животных.
     Как иберийцы, так  и  кельты были разделены на  бесчисленное  множество
кланов, но  мы  не  располагаем  никакими  свидетельствами  о  вражде  между
первыми. Совсем  иначе  обстояли  дела среди  кельтов,  разделенных  на  две
главные ветви,  которые  появились на  Британских островах  в разное  время.
Наиболее древними из  них были гойделы,  или гэлы; затем появились бритонцы,
или бритты. Некоторые антропологи находят у этих ветвей небольшие различия в
строении  черепа.  И  даже если  это всего  лишь гипотеза,  у нас  есть  все
основания  говорить о существенных различиях в  телосложении и  цвете волос.
Здесь  мы располагаем свидетельствами римских авторов,  в частности, Тацита,
который  в  своей  "Агриколе"  пишет,   что  "каледонцы"  Северной  Британии
отличались от южных бриттов тем,  что имели  более длинные руки и ярко-рыжие
волосы; и Страбона, сообщающего в своей  "Географии", что племена внутренних
районов  Британии  были  заметно  выше  ростом,  чем  гэльские колонисты  на
побережье, имели русые волосы  и отличались не столь плотным  телосложением.
Кроме того, классические источники сходятся  во мнении, признавая силурийцев
Южного  Уэльса  представителями  совершенной  иной  расы,  чем   подавляющее
большинство  жителей  Британии. Смуглый  цвет  лица и курчавые  волосы  этих
иберийцев   являются,  по   мнению  Тацита,  свидетельством  их   испанского
происхождения.
     Ученый XIX века Джон Рис также высказал убеждение, что гойделы и бритты
уже представляли собой две разные  ветви, когда  переселялись из  Галлии  на
Британские острова, а здесь стали двумя отдельными народностями. Конечно, мы
не вправе  требовать  от  "средних школяров" таких познаний, как во  времена
Маколея, но и современные потомки этого светоча науки, по  всей вероятности,
смогут  поведать  нам,  что, по свидетельству  Юлия Цезаря, вся Галлия  была
разделена на три части, одну  из которых населяли белги, другую - аквитанцы,
а  третью - народ,  называвший  себя  кельтами,  которых  римляне  именовали
галлами.  Все  эти народы  отличались  друг от  друга по  языку,  обычаям  и
законам.  По  мнению  профессора  Риса,  белги  могут быть  отождествлены  с
бритонцами (бриттами),  кельты - с гойделами,  а третий народ, аквитанцы, по
происхождению  не  принадлежавший  ни к кельтам, ни  к  арийцам, относился к
обширной семье иберийских  племен, говоривших  на  языках хамитской  группы.
Кельты, носители гойдельского диалекта кельтского,  сохранившегося до  наших
дней в гэльских наречиях  Ирландии, Шотландии и на острове Мэн, были первыми
поселенцами,  перебравшимися  на  Британские  острова  под натиском  белгов,
которые,  по  свидетельству Цезаря, были самыми храбрыми воинами  среди всех
народов, населявших Галлию.  В Британии  они  покорили аборигенов-иберийцев,
изгнали их с плодородных земель в суровые районы северной и западной Англии.
Несколько позже,  под напором воинственных соседей, в Британию перебрались и
сами  белги,  которые,  будучи  обладателями  более  совершенного  оружия  и
носителями высокой цивилизации, презирали гойделов  (кельтов)  точно так же,
как те презирали иберийцев. Оказавшись в таком сложном положении, кельты, по
всей   вероятности,  объединились  с   иберийцами   против  общего  врага  и
ассимилировались  с  ними.  В результате этих  процессов  в  эпоху  римского
владычества  Британские острова  были поделены  между представителями разных
этнических групп следующим образом: бритты, или вторая кельтская народность,
правили  Британией  к  югу  от  Твида,  тогда как  вторая  кельтская группа,
гойделы, заняла  большую  часть  Ирландии, а также остров  Мэн,  Камберленд,
Вест-Хайленд, Корнуолл, Девон и Северный Уэльс.  К северу  от Грампианс жили
пикты,  представлявшие  собой,  по-видимому,  в  большей или меньшей степени
"гойделизованых"  иберийцев,  то  есть  туземный  народ, сохранившийся,  так
сказать, в чистом виде в Южном Уэльсе и некоторых местностях Ирландии.
     А теперь самое время уточнить, что в рамках нашего исследования удобнее
всего  называть обе ветви этого народа  кельтами. Имея в своем  распоряжении
такие привычные  термины, как "гэлы"  и "бритты", "гэльский" и "британский",
может  показаться  излишним педантизмом  настаивать  на  более специфических
названиях,  типа  "гойделы"  и  "бритонцы",  "гойдельский"  и  "бритонский".
Главная  трудность  заключается  в  том, что  понятия  "гэлы"  и  "гэльский"
получили  широкое  распространение   применительно  к  современным  гойделам
Шотландии и их языку, что может  вызвать известную путаницу при употреблении
их в отношении  жителей  и  диалектов  Ирландии и острова  Мэн.  Аналогичным
образом  термины  "бритты"  и  "британский"  употребляются  применительно  к
жителям  Британских  островов  в  целом,  хотя  в строгом  смысле слова  они
обозначают только жителей Англии, Центрального  Уэльса, Лоуленда в Шотландии
и колонии бриттов  в Бретани. Таким образом, термины  "гойделы" и "бритонцы"
со всеми производными от них  являются настолько неопределенными, что  лучше
пользоваться  более традиционными названиями. Поэтому  в  этой книге гойделы
Ирландии, Шотландии  и острова  Мэн именуются гэлами,  а бритонцы  Англии  и
Уэльса - бриттами.
     Сведения о жизни древнейших  обитателей Британских островов мы  черпаем
из двух  групп  источников.  Первая из  них  -  это  произведения  латинских
авторов. Однако необходимо отметить, что римлянам были хорошо знакомы только
южные  бритты, телосложением и обычаями весьма и весьма напоминавшие жителей
континентальной   Галлии,  почему  римляне  и   считали  их   родственниками

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии