Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

потому незапамятного прошлого.
     На  это указывают  и  особенности  самих  преданий.  Изучение  легенд и
архаических  текстов  гэлов  и  бриттов,  если  опустить  некоторые  детали,
являющиеся позднейшими  вставками, позволяет выявить их древнейшее ядро, что
ставит  эти  памятники в один  ряд с творениями других  народов, стоявших на
аналогичной ступени  развития  культуры.  Да,  их  "местный  колорит"  можно
считать делом  рук последнего их  "редактора",  однако  их корни являются не
только  более  ранними,  нежели  Средневековье,  но и дохристианскими и даже
доисторическими. Сам характер  ранних гэльских преданий  относится  к той же
стадии  развития творческой  мысли, на которой возникли  олимпийские боги  и
титаны, Эзир  и  Йотун.  Нам  придется вернуться в  далекое прошлое, к самым
истокам цивилизованной мысли, чтобы выявить параллели к таким преданиям, как
легенда бриттов, рассказывающая о боге солнца,  который,  после того как его
соперник  в  любви ранил  его  отравленной  стрелой, превратился в орла,  из
когтей которого с тех пор на землю падают куски падали (см. главу 18,  "Боги
кельтов Британии").
     Этот  аспект  архаических  памятников кельтской  литературы  выявлен  и
всесторонне  изучен Мэттью  Арнольдом  в  его книге  "Исследования кельтской
литературы". Правда, автора в первую очередь интересуют валлийские предания,
но  сказанное  в  равной  мере относится и  к гэльским  мифам. "Первое,  что
поражает  нас  при  чтении  Мабиногиона,  - пишет  он,  - это то,  насколько
беззастенчиво  средневековый   повествователь  занимается  плагиатом  реалий
глубокой древности,  многие из которых остаются тайной  для него  самого. Он
похож  на  крестьянина,  строящего  свою  убогую  хижину  на  месте  дворцов
Галикарнасса или Эфеса; он  строит, но  его  сооружение во многом состоит из
материалов, истории возникновения  которых  он либо не помнит, либо знает ее
только  по поздним преданиям;  камни,  которые он использует,  взяты  им "из
других  зданий": более  древних,  сложных, изысканных и величественных". Его
герои "вовсе не средневековые персонажи;  они  принадлежат к более древнему,
языческому миру  мифов". То  же  самое относится  и  к условно  историческим
персонажам трех крупнейших  циклов  гэльской  мифологии: Туатха  Де  Данаан,
циклу,  рассказывающему о  героях  Ольстера,  и  мифам  о  Финне  и  фианах.
Божественное происхождение этих  героев  затмевает их  человеческие черты, а
сквозь маски их лиц проступают лики богов.
     Однако боги на то и боги; к тому времени, когда были записаны легенды о
них (в  том виде, в  котором  они  известны нам), они  приняли облик простых
смертных. В наиболее ранних версиях  этих легенд,  если  бы  их  можно  было
восстановить, они, без сомнения, предстали бы существами вечными, способными
менять  свой облик  и не  знающими смерти.  Однако  позднейшие  христианские
переписчики, будь то ирландцы или валлийцы, просто не могли этого допустить.
Этим объясняется уникальный парадокс мифов: смерть Бессмертных. Трудно найти
сколько-нибудь заметную фигуру  в  гэльском  или  британском  пантеоне,  чья
смерть или гибель не были бы описаны в каком-нибудь предании. Чаше всего они
гибли в грандиозных битвах сынов  света с исчадиями тьмы. Однако их смерть в
более ранних мифах отнюдь не мешала им появляться как ни в  чем не бывало  в
позднейших. И лишь тогда,  когда смерть наложит печать на уста последнего из
людей,  хранящего  предания  о  богах,  можно будет  всерьез  говорить об их
смерти.


Глава 3.
     КЕМ БЫЛИ ДРЕВНИЕ БРИТТЫ?

     Прежде чем  приступить  к  изложению  мифологической  системы  "древних
бриттов", не мешало бы уточнить, кого же именно обычно имеют в виду под этой
неудачной, но общепринятой формулой. Вообще говоря,  мы имеем весьма смутное
представление  о  "древних  бриттах",  почерпнутое  в  основном  со  страниц
школьных  учебников.  На картинках  в  тех же учебниках  мы  видим  людей  в
красочных  одеждах,  правящих  утлыми  челноками  или  несущихся  на  боевых
колесницах  сквозь  ряды  изумленных  римских  легионеров.  Их жрецы-друиды,
седобородые мужи, облаченные в длинные белые одеяния, срезают золотым серпом
в  день  полнолуния ветви омелы  или, творя далеко не столь невинные деяния,
сжигают гигантские человекообразные чучела, сплетенные из лозняка.
     Столь колоритные  подробности  мало  что дают нам,  что  объясняется не
только  недостатком наших собственных  знаний, но и скудостью познания наших
учителей.  Практически вся  информация  о  древнейших  обитателях  Британии,
которой   они  располагают,  почерпнута   из  "Записок"   Юлия  Цезаря.  Да,
достоверность этих сведений не  вызывает сомнений, но они достаточно скудны.
Взгляд Цезаря на наших предков объясняется в первую очередь тем, что  он был
полководцем и, так  сказать, своим собственным военным корреспондентом, а не
наблюдательным  и усердным  ученым.  Таким образом, задача как  можно полнее
познакомить  нас  с  жизнью   древних  бриттов  целиком   ложится  на  плечи
современных археологов, филологов и этнологов.
     Жители наших островов до вторжения римлян  обычно именуются "кельтами".
Однако  они  скорее  всего представляли  собой смешанную  расу, и племена, с
которыми  они  "породнились",  наверняка  в  известной  -  или  даже  весьма
существенной - степени повлияли на их внешний облик, обычаи и язык.
     Об этническом составе древних бриттов ведутся давние и жаркие споры. Но
если  оставить  в  стороне  всевозможные  спекулятивные  гипотезы,  остается
теория,  которую можно  признать действительно научной. Мы вправе говорить о
существовании  на Британских островах в эпоху завоевания  их римлянами  двух
разных этнических групп. Более  ранняя из этих  групп, по-видимому, жила  на
наших островах  с  древнейших  времен,  и ее  в нашем исследовании мы  будем
называть  аборигенами.  Это были  люди,  строившие  так  называемые  длинные
курганы;  этнологи   называют  их  по-разному:  иберами,  средиземноморцами,
берберами,  басками, силурийцами и  эскарийской  расой.  По телосложению они
были  людьми  невысокого  роста, коренастыми, темноволосыми, темноглазыми  и
имевшими  удлиненный череп.  Язык  их относился к так  называемой  хамитской
группе;   родственные   ему   диалекты,   сохранившиеся   до   наших   дней,
распространены среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканских
народов.  По  всей  вероятности, они  были выходцами  из нескольких  районов
Восточной,  Северной или даже Центральной Африки. По-видимому,  они и  стали
первыми  обитателями  долины Нила,  а  их  потомки перебрались еще дальше, в
Сирию и Малую Азию. Древние греки, столкнувшиеся с ними в Греции, назвали их
пелазгами,  древние  латиняне  в Италии именовали  их  этрусками, а евреи  в
Палестине - хеттами.  Затем  они  расселились  по всей  Европе вплоть до  ее
северных районов,  вышли к Балтике, направившись на запад, перебрались через
Пиренеи и  заселили  Францию, Испанию  и, наконец,  наши острова.  На землях
многих стран они достигли относительно высокого уровня развития цивилизации;
в Британии их следы встречаются очень рано. Мы  вправе именовать эти племена

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии