|
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 155 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » архиерея с большим числом духовенства.
СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой
Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника
Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на
следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий
день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие
собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или
архангела Гавриила.
СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение.
СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи
напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются
клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой
решеткой.
СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский
сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен
строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе
только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит
название.
СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки,
третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица
- неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы
{Пятидесятницы).
СРАЧИЦА - нижнее облачение престола - белое льняное покрывало.
Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча) - праздник православной
церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15
февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был
принесен Его матерью св. Девой Марией и Ее обручником Иосифом в
Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу
(так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев.
12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон "муж праведный и
благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
доколе не увидит Христа Господа" (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса
"на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к
просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2;28-32).
СТИХАРЬ - богослужебное облачение священно и церковнослужителей.
Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея.
Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и
церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от
подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх
подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из
материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике.
СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая
половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего
поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно
возглашается канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на
псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны,
т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной
утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед
Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения.
Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют:
евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на
хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см.
лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу
псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время
тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются
стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на
"столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является
преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
СТОЯНИЕ 'МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени,
совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается
Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
Богослужение в этот день длится 57 часов.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя
Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на
суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной
седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных
Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в
Великую пятницу литургия не совершается.
СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское
облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский
образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и
всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет
право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от
монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и
не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и
аналавом.
Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью
упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам
поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену
отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии
затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим
днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это
воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие,
3; 24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к. в
этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга
богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми
главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги,
правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении
храмовых праздников.
ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое
монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная
обычно расположена в специальном храме
ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |