Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22  »

архиерея с большим числом духовенства.
   СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой
Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после  праздника
Рождества Христова;  б)  Иоанну  Предтече  -  Собор  Иоанна  Предтечи  -  на
следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий
день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие
собираются,  чтобы  прославить  Пресв.  Богородицу,  Иоанна   Предтечу   или
архангела Гавриила.
   СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение.
   СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть  солеи
напротив врат царских называется  амвоном.  На  концах  солеи  располагаются
клиросы. Со стороны средней части храма  обычно  солея  ограждена  невысокой
решеткой.
   СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника  Рождества  Христова  (Рождественский
сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник).  В  сочельник  установлен
строгий пост. По монастырскому уставу в  этот  день  полагается  на  трапезе
только сочиво - вареная пшеница (или  рис)  с  медом,  откуда  и  происходит
название.
   СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки,
третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая)  седмица
- неделя после Пасхи; Троицкая седмица -  неделя  после  дня  Святой  Троицы
{Пятидесятницы).
   СРАЧИЦА  -  нижнее  облачение  престола  -   белое   льняное   покрывало.
Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
   СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча)  -  праздник  православной
церкви, принадлежит к  двунадесятым.  Празднуется  2  февраля  ст.  ст.  (15
февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус  Христос  был
принесен  Его  матерью  св.  Девой  Марией  и  Ее   обручником   Иосифом   в
Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу
(так приносился каждый мальчик-первенец  см.  Исх.  13;2;  Чис.  8:16;  Лев.
12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон  "муж  праведный  и
благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
доколе не увидит Христа Господа" (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса
"на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба  Твоего,  Владыко,
по слову Твоему с миром,  ибо  видели  очи  мои  спасение  Твое,...  свет  к
просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2;28-32).
   СТИХАРЬ  -  богослужебное  облачение   священно   и   церковнослужителей.
Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя),  священника  и  архиерея.
Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник.  Стихарь  дьякона  (и
церковнослужителя) - длинная одежда с  широкими  рукавами,  с  разрезами  от
подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх
подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и  шьется  из
материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике.
   СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая
половина стиха возглашается канонархом,  вторая  поется  хором,  после  чего
поется  стихира.  В  некоторых  монастырях  текст  стихиры  также  построчно
возглашается канонархом. Различаются стихиры:  на  "Господи  воззвах"  -  на
псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне  после  кафизмы:  на  стиховны,
т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и  в  конце  вседневной
утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149  и  150,  поются  на  утрене  перед
Великим славословием. Число стихир зависит  от  праздничности  богослужения.
Стихиры  псалмов  посвящены  воспоминаниям  дня.  Кроме  того,   существуют:
евангельские стихиры, которые  поются  в  воскресные  дни  после  стихир  на
хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене;  литийные  стихиры  (см.
лития) и стихиры отпевания, которые поются без  стихов  псалмов.  По  уставу
псалмы полагается читать перед  пением  стихир,  однако  в  настоящее  время
тексты псалмов не читаются, за исключением тех  стихов,  на  которые  поются
стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
   СТОЛПНИК  -  преподобный,  совершавший  подвиг  монашеского  делания   на
"столпе" - башне или другом возвышении. Основателем  столпничества  является
преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
   СТОЯНИЕ 'МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное  название  утрени,
совершаемой в четверг пятой седмицы  Великого  поста,  на  которой  читается
Великий канон св. Андрея Критского и  житие  преподобной  Марии  Египетской.
Богослужение в этот день длится 57 часов.
   СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский  страдание)  -  последняя  неделя
Великого поста, во время которой вспоминаются  Тайная  Вечеря,  предание  на
суд, страдания и распятие,  погребение  Иисуса  Христа.  Все  дни  Страстной
седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В первые три дня Страстной  седмицы  совершается  литургия  Преждеосвященных
Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого,  в
Великую пятницу литургия не совершается.
   СХИМА  (греч.  образ,  схема)  совокупность  одежд   монаха,   монашеское
облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
   СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму,  иначе  -  великий  ангельский
образ. При постриге в великую схиму монах дает  обет  отречения  от  мира  и
всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет
право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться  от
монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской  власти  и
не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и
аналавом.
   Схимонашество  возникло  на  Ближнем  Востоке  в  V  в.,  когда  с  целью
упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам
поселиться   в   монастырях.   Пустынники,   принявшие   затвор   в   замену
отшельничества,  стали  именоваться  монахами  великой  схимы.  Впоследствии
затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
   СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим  постом  -  этим
днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это
воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие,
3; 24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к.  в
этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
   ТИПИКОН  (греч.  образ,  тип)  -  1.  Богослужебный   устав.   2.   Книга
богослужебная,  содержащая  богослужебный  устав,  месяцеслов  с   Марковыми
главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые  богослужебные  круги,
правила о постах, правила монастырского общежития и  указания  о  совершении
храмовых праздников.
   ТРАПЕЗНАЯ  (греч.  стол,  еда)  -   здание   в   монастыре,   в   которое
монашествующие собираются для принятия  пищи,  т.е.  на  трапезу.  Трапезная
обычно расположена в специальном храме
   ТРЕБЫ - богослужения,  совершаемые  не  ежедневно  (т.е.  не  входящие  в

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов