Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22  »

архиерей опять читает молитву с возложением  руки,  новопосвященному  дается
читать  Апостол,  затем  его  переоблачают  в  стихарь.  При  посвящении   в
иподьякона  посвящаемого  облачают  крестообразно  орарем,  архиерей  читает
молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого. 2.  Возведение
в чины: а) архидьякона и протодьякона; б) протоиерея и  протопресвитера;  в)
игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время  входа  с
Евангелием.
   ПОСЛУШНИК -  человек,  готовящийся  к  постригу  в  монахи  и  проходящий
испытание послушанием в монастыре.
   ПОСОХ  -  знак  церковной  власти  архиерея  и  управляющего   монастырем
архимандрита или игумена. Различаются богослужебные - торжественные и богато
украшенные  посохи,   и   внебогослужебные   -   более   простые.   Навершие
богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает  двух
видов:
   1) древняя форма, восходящая к VI  в„  в  виде  перевернутого  якоря;  2)
форма, распространившаяся в ХVIХVII вв. - в  виде  двух  змей,  извивающихся
кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок -  двойной
платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.
   ПОСТ - время усиленного молитвенного обращения к Богу  и  воздержания  от
пищи животного происхождения. Существуют однодневные и  многодневные  посты.
Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за  исключением
нескольких недель - сплошных седмиц; а также в праздник  Воздвижения  Креста
Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.  Многодневные
посты: Великий пост; Петровский - начинается через  неделю  после  праздника
Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский -  с  1
(14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский  -  с  15
(28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост,
а также посты в среды и пятницы являются каноническими - см. 69 правило  св.
Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е.  введенными  в  практику
через  монастырский  устав,  впоследствии  распространившийся  и  на  мирян.
Накануне  однодневных  постов  и  в  течение  многодневных  не   совершается
венчание.
   ПОСТРИГ  -  1.  Действие,   совершаемое   на   некоторых   богослужениях.
Пострижение волос существовало  в  античном  мире  как  символ  рабства  или
служения  и  с  этим  значением  вошло  в  христианское   богослужение:   а)
пострижение волос  совершается  над  новокрещенным  после  крещения  в  знак
служения Христу; б) пострижение волос совершается во  время  посвящения  над
новопоставленным чтецом в знак служения церкви. 2. Богослужение, совершаемое
при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества
существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму  и  постриг  в  великую
схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником
(иеромонахом,   игуменом   или   архимандритом),   клириков   -   архиереем.
Чинопоследование  пострига  в  рясофоры  состоит  из  благословения,  начала
обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения
новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму  совершается
на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый  ставится
на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм  и  ставят  перед  вратами
царскими. Совершающий постриг спрашивает об  искренности,  добровольности  и
т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение  нового  имени,  после
чего новопостриженного  облачают  в  хитон,  параман,  пояс,  рясу,  мантию,
клобук, сандалии и дают  четки.  Пострижение  в  великую  схиму  совершается
торжественней и  дольше,  облачают  постриженного  в  те  же  одежды,  кроме
парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига
содержатся в большом требнике.
   ПОТИР (греч. чаша) - священный сосуд в виде  чаши,  в  котором  во  время
евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в  кровь
Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк.  22,
17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
   ПОЯС - 1. Часть богослужебного облачения священника  и  архиерея,  служит
для стягивания  епитрахили  и  рясы  или  подризника.  При  надевании  пояса
произносится молитва с просьбой укрепления надевающего (см. Пс. 17;  33-34).
2.  Часть  облачения  монаха   и   схимонаха,   при   надевании   пояса   на
новопостриженного (см. постриг) произносится молитва с  просьбой  препоясать
постриженного силою истины.
   ПРАВЕДНЫЙ - святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую  и
праведную жизнь.
   ПРАВИЛО КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ - молитвы, которые читаются верующими когда
они  готовятся  к  причащению.  Содержатся  в  молитвослове  и   следованной
псалтири.
   ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНОВАНИЯ дней памяти святых. Каждый  день  богослужебного
года посвящен воспоминанию к.л. праздника или  памяти  святого  (большинство
дней  имеют  воспоминание  не  одного,  а  нескольких  святых).  По  степени
праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых
разделены уставом на шесть типов. В Типиконе  каждый  тип  службы  обозначен
специальным знаком: знак @ красного цвета отличает великие праздники, знак ^
красного цвета от праздники с Всенощным бдением, знак "^  красного  цвета  -
средние праздники  с  полцелеем,  знак  (^  красного  цвета  отличает  малые
празднования с великим славословием (т.е. когда оно  поется),  тот  же  знак
черного цвета или  отсутствие  знака  -  малые  празднования  -  славословие
читается.
   ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ 103 пс., который поется или  читается  в  начале
вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.
   ПРЕДПРАЗДНСТВО - дни перед праздником, в которые на богослужении начинают
употребляться молитвословия и  песнопения,  посвященные  данному  празднику.
Предпразднство   имеют   двунадесятые    (кроме    праздников    Вознесения,
Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим)  и  некоторые  другие  праздники.
Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.
   ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа  нов.  ст.)  В  этот
день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во  время
земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра,  Иакова  и
Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И  преобразился  перед
ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались  белыми,  как
свет" (Мф. 17; 12). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей  и
Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который  ему  надлежало
совершить в Иерусалиме" (Лк.9;30-31). "И явилось облако, осеняющее их, и  из
облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его  слушайте"
(Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях  гору
с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский  термин  "фаворский
свет"). Однако во времена жизни Иисуса Христа на г оре  Фавор  располагалась

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов