Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

изготовлять колокола (в нач. VII в.).
   КАНОН (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное
произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит  в
состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон
делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и  46  тропарей  (в  песнях
некоторых канонов тропарей  больше,  напр.,  в  Великом  каноне  св.  Андрея
Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские  песни  (которые  в
древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только
на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4,
8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях  Великого
поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св.  Андрея
Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в  которых  пропущена
вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым  звеном  между  содержанием
библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9
песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..."
(Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В
некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы  поются  особые
праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос
и тропари метрически схожи, что позволяет  петь  весь  канон;  в  славянских
переводах  единство  метрики  нарушено,  поэтому  ирмос  поется,  а  тропари
читаются. Исключение составляет пасхальный канон,  который  поется  целиком.
Мелодия  канона  подчиняется  одному  из  восьми  гласов.  В  воскресения  и
праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился  в
середине VII в. Первые каноны были  написаны  св.  Андреем  Критским  и  св.
Иоанном Дамаскиным.
   КАНОН  ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ  -  главная  часть  литургии,  во  время   которой
совершается преосуществление св.  даров.  Евхаристический  канон  начинается
возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы  Бога  и  Отца,  и
причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем  священник
или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая  громко  последнюю  строку
(после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва -  благодарение
Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после
молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...",
состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф.  21;  9);  молитва  -  воспоминание  Тайной
Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа,  во  время
которой совершается освящение и преосуществление святых даров.  В  настоящее
время в православной церкви  используются  евхаристические  каноны  литургий
Иоанна Златоуста и Василия Великого,  различающиеся  словами  молитв  (канон
литургии Василия Великого бо лее продолжительный).
   КАНОНАРХ (греч.  правящий  [пением])  -  церковнослужитель,  возглашающий
перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за  возглашением
поет хор.
   КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) - причисление к лику святых.  Основаниями
для канонизации являются: мученическая смерть за  исповедание  христианства;
исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни  и  посмертно;
достойная и святая жизнь; заслуги в распространении  христианства;  народное
признание святости прославляемого; нетленность  мощей.  Канонизация  местных
святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором.
В православной церкви нет особого чина канонизации, на  основании  соборного
решения в избранный день совершается торжественная  служба  святому  и  т.о.
устанавливается его почитание.
   КАНУН  (искаж.  греч.  установленный)  -  подсвечник,  в  виде  стола  со
множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в
месте совершения панихид.
   КАТАВАСИЯ (греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в  праздничные
и воскресные дни после песен  канона  (после  каждой  песни  соответствующая
катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В  различное  время
богослужебного  года  положены  определенные  уставом  катавасии.   Название
происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма  для
совместного пения этого песнопения.
   КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное
в алтаре на  горнем  месте,  а  также  для  архиерея  в  середине  храма  на
архиерейском амвоне.
   КАФИЗМА  (греч.  сидеть)  -  богослужебное  деление  псалтири.   Псалтирь
разделена на  двадцать  кафизм.  Во  время  чтения  кафизм  на  богослужении
разрешается сидеть, откуда и  происходит  название.  Порядок  чтений  кафизм
определен уставом, согласно которому Псалтирь  на  богослужениях  за  неделю
прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая
кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу.
   КАЦЕЯ - древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила
существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до  XVII  в.,  когда  появились
кадила на цепочках.
   КЕЛИЯ (греч. от лат. се11а - комната) - отдельная жилая комната монаха  в
братском корпусе или отдельный дом монаха.
   КИВОРИЙ -  навес  над  престолом  в  алтаре  в  виде  купола  с  крестом,
держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в  соборах  и
крупных храмах.
   КИНОНИК (греч. общий) см. причастен.
   КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек  или
специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
   КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) - так  в  церковном  уставе  называется
день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.
   КЛИР (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый  храм
имеет  свой  клир  совокупность  людей,  совершающих  в  нем   богослужение.
Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.
   КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора.  Клиросы  располагаются
на обоих концах солеи.
   КЛОБУК (название древнерусского  головного  убора)  -  1.  Принадлежность
облачения монаха малой схимы - головной убор в  виде  расширяющегося  кверху
цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета.  В
чинопоследовании пострига  клобук  называется  шлемом  спасения  и  покровом
послушания.  Иеромонахи  могут  носить   клобук   во   время   богослужения.
Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой  церкви,  затем
распространилась и в России. До этого клобук был полусферической  формы.  2.
Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея -  архиерейский  клобук,
по форме подобен  монашескому.  Митрополиты  носят  клобук  белого  цвета  с
нашитым крестом, архиепископы  -  черного  с  нашитым  крестом,  епископы  -
черного.  3.  Принадлежность   внебогослужебного   облачения   патриарха   -
патриарший клобук - полусферической  формы,  черного  или  белого  цвета,  с
крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов  или  крестов,  одна

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов