Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 155 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» изготовлять колокола (в нач. VII в.). КАНОН (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным. КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ - главная часть литургии, во время которой совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...", состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время которой совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого бо лее продолжительный). КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор. КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о. устанавливается его почитание. КАНУН (искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. КАТАВАСИЯ (греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения. КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне. КАФИЗМА (греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу. КАЦЕЯ - древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках. КЕЛИЯ (греч. от лат. се11а - комната) - отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха. КИВОРИЙ - навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах. КИНОНИК (греч. общий) см. причастен. КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы. КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) - так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения. КЛИР (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею. КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи. КЛОБУК (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного. 3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук - полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |