|
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 155 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » крепость. Поэтому в настоящее время принято рассматривать как возможное
место Преображения один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии
Филипповой. По древней традиции в этот день совершается освящение яблок.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК - монах. принявший мучения и смерть за исповедание веры
в Иисуса Христа.
ПРЕПОДОБНЫЙ - святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся
образцом монашеской жизни
ПРЕСТОЛ - стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для
совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия
Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно
священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра,
облачается в две одежды - нижнюю белую, назыв. срачицей, обвитую веревкой: и
в верхнюю цветную, назыв. индитией. На престоле полагаются - антиминс,
Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах
над престолом устанавливается киворий.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК - день, в который отмечается праздник
или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.
ПРИДЕЛ - дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для
того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в
одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству
приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной
литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может
совершать более одной литургии в день).
ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается
паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу
совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
ПРИХОД - низшая церковно-административная единица, содержащая храм и
общину верующих с клиром
ПРИЧАСТЕН - песнопение в одну строфу, поется во время причащения
священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны дней
недели и праздников.
ПРИЧАЩЕНИЕ - таинство православной церкви. Иначе причащение называется
таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина
принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358), становится т.о.
причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или
священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается
запасными дарами. В православной церкви причастие совершается хлебом и
вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В
практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после
исповеди.
ПРОКИМЕН (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие,
состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного
прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 4648), читаемого в праздники,
посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший
богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся
чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время
малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий
прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из
Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом)
перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед
чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях,
содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после
возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы
возглашается половина первой, ко торую хор поет до конца.
ПРОСКОМИДИЯ (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой
происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии.
Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время
чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино -
красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять
служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память
Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна
Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных,
бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память
составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой
просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и
неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в
поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками
имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.
ПРОСФОРА (греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб,
употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии
живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего
из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для '
этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА
(Иисус Христос - победа) или образ к.л. святого. Просфоры делаются
двухсоставными (т.е. из двух половинок,) - в ознаменование двух естеств
Иисуса Христа - божественного и человеческого.
ПРОТОДЬЯКОН - старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона
дается в качестве награждения.
ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея
дается в качестве награждения.
ПСАЛТИРЬ СЛЕДОВАННАЯ - книга богослужебная, содержащая псалтирь,
разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых
после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов
ПУСТЫНЬ - монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы. В
первое воскресение после Пасхи (второе воскресение Пятидесятницы)
воспоминается явление воск росшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап.
Фомы (см. Ин. 20; 24-29). Во вторник второй недели в Русской православной
церкви совершается всецерковное поминовение умерших - радоница. Третье
воскресение Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15;
43-16; 8). В четвертое воскресение вспоминается исцеление Иисусом Христом
расслабленного при Овчей купели (Ин. 5; 115). В пятое - встреча Иисуса
Христа и самарянки (см. Ин. 4; 542). Шестое посвящено воспоминанию исцеления
слепого (Ин. 9; 138). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели)
празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресение вспоминаются свв.
отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой
родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели
празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот
день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой
Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы
Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |