Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 155 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » крепость. Поэтому в настоящее время принято рассматривать как возможное место Преображения один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой. По древней традиции в этот день совершается освящение яблок. ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК - монах. принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. ПРЕПОДОБНЫЙ - святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни ПРЕСТОЛ - стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды - нижнюю белую, назыв. срачицей, обвитую веревкой: и в верхнюю цветную, назыв. индитией. На престоле полагаются - антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий. ПРЕСТОЛЬНЫЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК - день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма. ПРИДЕЛ - дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день). ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др. ПРИХОД - низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром ПРИЧАСТЕН - песнопение в одну строфу, поется во время причащения священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны дней недели и праздников. ПРИЧАЩЕНИЕ - таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358), становится т.о. причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается запасными дарами. В православной церкви причастие совершается хлебом и вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди. ПРОКИМЕН (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 4648), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, ко торую хор поет до конца. ПРОСКОМИДИЯ (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии. ПРОСФОРА (греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для ' этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ к.л. святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок,) - в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого. ПРОТОДЬЯКОН - старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона дается в качестве награждения. ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения. ПСАЛТИРЬ СЛЕДОВАННАЯ - книга богослужебная, содержащая псалтирь, разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов ПУСТЫНЬ - монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы. В первое воскресение после Пасхи (второе воскресение Пятидесятницы) воспоминается явление воск росшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20; 24-29). Во вторник второй недели в Русской православной церкви совершается всецерковное поминовение умерших - радоница. Третье воскресение Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15; 43-16; 8). В четвертое воскресение вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5; 115). В пятое - встреча Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 4; 542). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин. 9; 138). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресение вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |