Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.
   КНИГИ  БОГОСЛУЖЕБНЫЕ  -  книги,  по  которым  совершается   богослужение.
Богослужебными  книгами  являются  Апостол,  Евангелие,  ирмологий,   минеи,
октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
   КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ - читаются на вечерне в день Пятидесятницы.  В
этот день вечерня совершается  непосредственно  после  литургии  и  девятого
часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в  вратах
царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости  Божией,  о
ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV  в.  Василием
Великим Каппадокийским.
   КОЛИВО (греч.  вареная  пшеница)  -  вареная  пшеница  (или  иной  злак),
подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и  употребляется  в
пищу в пятницу первой недели Великого  поста  в  память  чуда  св.  мученика
Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в  этот  день  в  362  г.  во  сне
антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении  еды  на  рынках
идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также
после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или
сахар блаженство будущей жизни.
   КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - различается: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
   КОЛЯДЫ - народные песни, посвященный Рождеству Христову.
   КОНДАК  -  жанр  церковной  византийской  гимнографии.   Основоположником
является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол.  VI  в.),  непревзойденный  автор
большинства кондаков. Древние кондаки -  многострофные  (ок.  20-30)  поэмы.
Строфы  объединялись  единым  рефреном  и  единым   метрическим   сложением,
основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя -
обобщением назидательного  характера.  Строфы  читал  канонарх,  рефрен  пел
народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном.  Число  строф  кондака
сокращается. В современном богослужении сохранились две  строфы,  называемые
кондаком и икосом, которые читаются или поются после  шестой  песни  канона.
Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным
кондак, который поется и читается при  отпевании  священника  или  архиерея.
Кондаками также называются строфы акафиста.
   КОПИЕ  -  обоюдоострый  нож,  с  коротким  треугольным  лезвием,  который
используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания  и
раздробления агнца. Символически изображает копье,  которым  были  прободены
ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).
   КРЕСТ - символ спасения и искупления рода человеческого, знамение  победы
над смертью и адом. Иисус  Христос  как  искупительная  жертва  освобождения
человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий  день  воскрес
(распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной  казнью  в  Римской
империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим
против власти Рима). 1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на
теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником  поверх  рясы
или фелони. 3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с  панагией.  4.
Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
   КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крестообразное осенение себя или к.л. В  православной
церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе  большой,
указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец  прижимать  к  ладони.
Крестное   знамение   совершается   прикосновением    сложенными    пальцами
последовательно ко лбу. животу, правому и левому плечам.
   КРЕСТНЫЙ ХОД - торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа  с
иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.
   КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором
воспоминаются крестные страдания Ее Сына - Иисуса Христа.
   КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ - см. Воздвижение Креста Господня.
   КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ - третье воскресение Великого  поста,  посвященное
поклонению Кресту Господню.
   КРЕЩЕНИЕ  -  таинство  православной  церкви,  при   совершении   которого
крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и  подготовляется
к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением
в воду с произнесением крещальной молитвы "Крещается раб Божий во имя  Отца,
аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Над одним  человеком  крещение
совершается один раз в жизни  -  в  соответствии  со  словами  Символа  веры
"исповедую  едино  крещение  во  оставление  грехов".   Крещение   совершает
священник или архиерей,  в  крайнем  случае  крестить  может  и  мирянин.  В
современной  церковной  практике  принято  непосредственно  перед  крещением
совершать  оглашение  (см.   оглашенные),   а   после   крещения   совершать
миропомазание. В древности оглашение, крещение и  миропомазание  разделялись
во  времени  в  зависимости  от  духовной   подготовленности   человека.   В
православной церкви крещение совершается над  человеком  в  любом  возрасте,
начиная с новорожденных младенцев. Поэтому  для  детей  необходимы  крестные
родители  (восприемник  и),  которые  обязуются  взять  на   себя   духовное
воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение
от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит
великую ектению, освящает  воду,  помазует  воду  и  крещаемого  елеем  (см.
елеопомазание), совершает  собственно  крещение;  во  время  чтения  31  пс.
крещенный облачается  в  белую  одежду  и  ему  одевается  крест.  Священник
совершает миропомазание и  затем  с  крещенным  троекратно  обходит  купель.
Читается Апостол (Римл. 6;  311)  и  Евангелие  (Мф.  28;  1620),  священник
омывает и отирает  миро,  совершает  постриг  волос  крещенного,  произносит
сугубую ектению и отпуст.
   КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной  церкви,  принадлежит  к  числу
двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день
вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем)  в  реке
Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский  и  затем  русский  языки
словом "крещение",  более  точно  следует  переводить  словом  "погружение".
Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением.  Христианское  же
крещение понимается как взятие на  себя  креста  и  соотносится  со  словами
Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми  крест  свой,  и
следуй за Мною" (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно
очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел  креститься,  Иоанн
стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя" (Мф.  3;  14),
"Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.  3;  15)  ответил  Иисус.  И
когда Иисус крестился - "Дух Свят ый нисшел на Него  в  телесном  виде.  как
голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе  Мое
благоволение!" (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22;
Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также  называется  праздником  Богоявления  -
т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего  Божества:
Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух  Святой  нисшел  на
Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов