Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

им же начинаются чин крещения и чин  венчания),  Всенощного  бдения  ("Слава
Святей...")  и  обычный  ("Благословен   Бог   наш...";   перед   остальными
богослужениями).  2.  Осенение  крестным  знамением  верующих,   совершаемое
священником или архиереем. Благословение совершается в определенные  моменты
богослужения с возгласом "Мир всем".
   БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари,  посвященные  Воскресению  Христову,  поются  на
утрене в воскресения всего года, кроме  праздников  Пасхи,  Пяти  десятницы,
Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются  до
первому слову припева к  тропарям  -  "Благословен  еси  Господи,  научи  мя
оправданием Твоим".
   БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф.  5;  312;
"Блаженны  нищие  духом...").  Поется  третьим   антифоном   литургии   (или
изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.
   БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной  церкви  с  именами  двух
выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского
(Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 -  420
гг.). 2. См. юродивый.
   БЛАГОЧИННЫЙ  -  священник,   назначенный   епархиальным   архиереем   для
наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной  из  частей  епархии  -
благочиния.
   БОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
   БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - см. книги богослужебные.
   БОГОСЛУЖЕБНЫЕ  КРУГИ  -  определенная  повторяющаяся   последовательность
богослужений или составляющих их молитвословий.  1.  Суточной  богослужебный
круг  -  последовательность  богослужений  одного   дня.   Полный   суточный
богослужебный  круг  состоит   из   девятого   часа,   вечерни,   повечерия,
полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных  или
литургии. Этот порядок меняется в дни, когда  совершается  Всенощное  бдение
(опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а  также
накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок
суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается -
опускаются девятый час,  повечерие  и  полунощница.  Богослужения  суточного
богослужебного  круга  содержатся   в   часослове.   По   древней   традиции
богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный  круг  -
тематическая  последовательность  богослужений  в  пределах  одной   недели.
Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам  -  ангелам  Господним;
вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и,
особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу  ликийского  города  Миры  (Малая
Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса  Христа;
субботы  -  поминовению  умерших  христиан;  богослужение  воскресного   дня
посвящено  воскресению  Господа  Иисуса  Христа.   Службы   -   совокупность
изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного  круга  -
содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено
одному из восьми гласов и т.о. образуются  восьминедельные  гласовые  циклы,
повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов  начинается  со  дня
Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается
воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность
богослужений в течение года. Различаются  подвижный  и  неподвижный  годовые
богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг  -  связанный  с
солнечным календарем -  включает  богослужение  неподвижных  двунадесятых  и
других праздников и  каждодневные  празднования  святых.  Подвижный  годовой
богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает
богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и  Пятидесятницы.
Службы неподвижного  годового  богослужебного  круга  содержатся  в  минеях,
подвижного  -  в  Триоди  Постной  (Великого   поста)   и   Триоди   Цветной
(Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых  богослужебных
кругов  осуществляется  при  помощи  приводимых  в  уставе   Марковых   глав
(названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение  каждого  дня
представляет собой соединение почти  неменяющейся  основы  из  молитвословий
суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями,  связанными  с
богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или  триоди  (Постной
или Цветной), причем во время Великого поста и  Пятидесятницы  молитвословия
из октоиха почти не используются.
   БОГОЯВЛЕНИЕ см. Крещение Господне.
   ВАИЙ НЕДЕЛЯ - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от
обычая приходить в этот день в храм  с  ветками  пальмы  (вайя  -  от  греч.
ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали  Иисуса  с  пальмовыми
ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси  вместо  пальмовых  ветвей  приносят  ветки
вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение.
   ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  -  праздник  православной  церкви,
принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст.  (4  декабря
нов.  ст.).  Установлен  на  основании  церковного  предания.  В  этот  день
вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее
в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм,  чтобы  исполнить  свой  обет  -
посвятить  Ее  Богу.  Согласно  преданию,  Мария  с  этого  времени  жила  и
воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу.
   ВЕЛИКАЯ СУББОТА - суббота страстной седмицы.  В  этот  день  вспоминается
погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи
псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после
стихов псалма).  После  Великого  славословия  совершается  крестный  ход  с
плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и  Евангелие  (Мф.  27;  6266).
После утрени читаются  часы  и  изобразительны  (изобразительны  состоят  из
блаженны, Символа веры, молитвы  "Отче  наш"  и  других).  Литургия  Василия
Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии,
содержащих ветхозаветные пророчества  о  Иисусе  Христе,  затем  читается  и
поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан.
3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется  крещальная  песнь
"Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да
молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не  рыдай,  Мене,  Мати...".
Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120).
   ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ -  важнейшие  праздники  православной  церкви.  В  день
великого праздника совершается Всенощное  бдение  "и  вся  служба  праздника
совершается по  уставу"  (Типикон).  К  великим  праздникам  принадлежат  (в
скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые  праздники,  Обрезание
Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи  24  июня  (7  июля),  день
памяти св. первоверховных  апостолов  Петра  и  Павла  29  июня  (12  июля),
Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой
Богородицы 1(14) октября.
   ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший  из  многодневных  постов,  начинается  за  семь
недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной  седмицы.  Великому

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов