|
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 155 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ("Слава
Святей...") и обычный ("Благословен Бог наш..."; перед остальными
богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое
священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты
богослужения с возгласом "Мир всем".
БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на
утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы,
Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до
первому слову припева к тропарям - "Благословен еси Господи, научи мя
оправданием Твоим".
БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312;
"Блаженны нищие духом..."). Поется третьим антифоном литургии (или
изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.
БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух
выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского
(Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420
гг.). 2. См. юродивый.
БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для
наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии -
благочиния.
БОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - см. книги богослужебные.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность
богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный
круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный
богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия,
полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или
литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение
(опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также
накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок
суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается -
опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного
богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции
богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг -
тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.
Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним;
вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и,
особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая
Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа;
субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня
посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность
изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга -
содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено
одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы,
повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня
Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается
воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность
богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые
богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с
солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и
других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой
богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает
богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях,
подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной
(Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных
кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав
(названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня
представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий
суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с
богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной
или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия
из октоиха почти не используются.
БОГОЯВЛЕНИЕ см. Крещение Господне.
ВАИЙ НЕДЕЛЯ - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от
обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч.
ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми
ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки
вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви,
принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря
нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день
вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее
в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет -
посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и
воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА - суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается
погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи
псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после
стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с
плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266).
После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из
блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и других). Литургия Василия
Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии,
содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и
поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан.
3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь
"Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да
молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...".
Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120).
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - важнейшие праздники православной церкви. В день
великого праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника
совершается по уставу" (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в
скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание
Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день
памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля),
Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой
Богородицы 1(14) октября.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов, начинается за семь
недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |