Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

Иисуса Христа, которыми совершается причащение.  Евхаристия  совершается  на
литургии во время евхаристического канона.
   ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) - краткое песнопение, которое  поется  или
читается на воскресной утрене перед стихирами  на  хвалитны.  По  содержанию
соответствуют евангельскому чтению на  утрене.  В  византийских  храмах  для
пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма,  откуда  и
происходит название.
   ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к  молитве
и состоящее из ряда  прошений  и  заключительного  возгласа,  прославляющего
Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный  возглас
- священником. После  каждого  прошения  хор  поет  "Господи,  помилуй"  или
"Подай, Господи".  Ектений  различаются  по  содержанию  и  числу  прошений:
великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений),  малая
- из одного прошения,  сугубая  (т.е.  усиленная),  просительная  и  др.  На
различных  богослужениях  в  ектению  вставляются  прошения,  относящиеся  к
данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II -
III вв.
   ЕЛЕЙ - растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и
литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в  Священном
Писании.
   ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ  -  помазание  елеем,  символически  изображающее  излияние
Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается:  а)  на  утрени  с
полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
   ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - таинство православной церкви,  совершаемое  над  больными.
Таинство елеосвящения установлено на основании  слов  ап.Иакова  в  Соборном
послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и  пусть
помолятся над ним, помазав его во  имя  Господне.  И  молитва  веры  исцелит
болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему"
(Иак. 5;  14-15).  Елеосвящение  совершается  священниками  или  архиереями.
Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику  -  семью)
священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и  одним.  Чин
елеосвящения состоит из благословения, начала обычного,  канона,  ектений  о
болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз  читаются  Апостол  и
семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и  Евангелия  произносится
ектения и  читается  тайносовершительная  молитва  с  помазыванием  больного
елеем.  После  седьмого,  последнего  помазания  священник  кладет  больному
Евангелие на голову и  читает  разрешительную  молитву.  Елей  в  таинств  е
елеосвящения обычно используют смешанный с вином.
   ЕПАРХИЯ (греч. область) — церковно-административная единица,  управляется
архиереем.  Епархии  разделены  на  благочиния,  состоящие   из   нескольких
приходов.  Границы  епархий,  как  правило,  совпадают  с   административным
делением страны.
   ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей,
высшей степени священства, иначе  архиерей.  Первоначально  слово  "епископ"
обозначало    архиерейство    как    таковое,     вне     зависимости     от
церковно-административного положения (в таком  смысле  оно  употребляется  в
посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться  на
епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово  "епископ"  стало
как бы означать первую категорию из  вышеперечисленных  и  в  первоначальном
смысле было заменено словом "архиерей".
   ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) — духовно-исправительные  меры,  накладываемые
священником или архиереем на  исповедующегося.  Епитимия  может  состоять  в
посте, усиленной молитве и т.п.
   ЕПИТРАХИЛЬ  (греч.  шея)  -   принадлежность   богослужебного   облачения
священника и архиерея -  длинная  лента,  огибающая  шею  и  обоими  концами
спускающаяся на грудь, спереди сшита или  скреплена  пуговицами,  надевается
поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные  дарования  священника
как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских
благодатных  дарований.  Без  епитрахили  священник  и  архиерей  не   могут
священнодействовать. В крайних случаях  (например,  в  условиях  гонений  на
церковь, если священник находится в  заключении)  заменой  епитрахили  может
служить  любой  длинный  кусок  материи  или  веревки,  благословленный  как
епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который  в  знак
усиления  благодатных  дарований  при  рукоположении  дьякона  в  священники
перекладывался вторым концом со  спины  на  грудь.  Впоследствии  оба  конца
епитрахили стали спереди скреплять.
   ЖЕЗЛ - см. посох.
   ЖЕРТВЕННИК - стол, на котором совершается проскомидия - готовится  жертва
евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в  алтаре  слева  от
горнего места.
   ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником или архиереем в конце литургии,
стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная  молитва  в  составе  литургии
известна с VIII в. В древности существовали  различные  заамвонные  молитвы,
читаемые в разное время богослужебного года. В  настоящее  время  существуют
заамвонные  молитвы:  литургии  Иоанна  Златоуста   (и   Василия   Великого)
("Благословляй  благословящие  Тя..."),  содержащая   прошения   о   Церкви,
священниках, мирянах и др.;  и  литургии  Преждеосвященных  Даров  ("Владыко
Вседержителю, иже всю тварь...").
   ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч. занавес) - занавес, находящийся за  вратами
царскими со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими  вратами  или  без
них в указанных уставом местах богослужения.
   ЗАДОСТОЙНИК -  песнопение,  которое  поется  в  составе  евхаристического
канона  вместо  богородичной  песни  "Достойно  есть".  На  литургии  Иоанна
Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от  дня  праздника  до  дня
отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг  и  Великую
Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени:  в  другие
дни, когда совершается  литургия  Василия  Великого  -  особый  Богородичный
тропарь "О Тебе радуется".
   ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА - 1. Икона "Воскресенье Христово",  расположенная  на
восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в
виде витража. 2. Икона  Богородицы  и  крест  с  распятием,  укрепленные  на
древках и стоящие в алтаре у  восточной"  стены.  Во  время  крестного  хода
запрестольные иконы несут впереди шествия.
   ЗАТВОРНИК - монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении
- в затворе
   ЗАЧАЛО - принятое в  православной  церкви  богослужебное  деление  текста
Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от  10
до 50 стихов.  Деление  на  зачала  или,  иначе,  перикопы  (греч.  отрезок)
сложилось к V в.
   ЗВЕЗДИЦА - две металлические  крестообразно  соединенные  дуги.  В  конце

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов