Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о
приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре  и
фарисее" (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в
этот день). Затем следует  сплошная  седмица,  оканчивающаяся  воскресением,
посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" (Лк. 15;  11-32.
Называется по литургическому чтению  этого  дня).  Следующее  воскресение  -
"мясопустная неделя" - посвящено  Страшному  суду  (см.  Мк.  16;  9-20),  с
понедельника   начинается   масленица,   оканчивающаяся    воскресением    -
"сыропустной неделей ', в этот день воспоминается изгнание Адама из  рая.  С
понедельника  начинается  Великий   пост.   Молитвословия   Великого   поста
отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях  читается  покаянная
молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) "Господи и Владыко  живота  моего...".  Во
время Великого поста в среды и пятницы, а  также  в  понедельник  и  вторник
Страстной  седмицы  и  в   четверг   пятой   недели   совершается   литургия
Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и  в  шестое
воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные  воскресения,
а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в
понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре  дня
Великого поста на повечерии читается  Великий  канон  св.  Андрея  Критского
(VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет  особое  воспоминание.  В
первое воскресение после литургии  совершается  чин  Торжества  православия,
установленный в память восстановления почитания икон в 842  г.  в  Византии.
Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь
(совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.).  Третье
воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению  Кресту
(поклонение совершается от воскресения до  пятницы).  Четвертое  воскресение
посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской  горы,  автору
"Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени  снова  читается
канон св. Андрея Критского, а  также  читается  канон  в  память  св.  Марии
Египетской и ее житие (отчего все богослужение,  длящееся  несколько  часов,
получило  название  "стояние  Марии  Египетской").  Суббота   пятой   недели
посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского  и
аварского  нашествия,  в  память  чего  читается  Великий   акафист   Пресв.
Богородицы (этот день также называется "Похвала  Пресвятой  Богородицы"  или
"Суббота Акафиста").  Пятое  воскресение  посвящено  св.  Марии  Египетской,
подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - "Лазарева суббота"
- посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см.  Ин.  II;  146).  В  шестое
воскресение отмечается  праздник  Вход  Господень  в  Иерусалим.  Следующая,
последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см.
Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты
богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
   ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) - пятница Страстной седмицы. В этот  день
совершается воспоминание Распятия и погребения  Иисуса  Христа.  Литургия  в
этот  день  не  совершается  (если  Великий  пяток  совпадает  с  праздником
Благовещения,  совершается  литургия  Иоанна  Златоуста).  Во  время  утрени
читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских  текстов,  посвященных
страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин.  18;  128;
3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-19; 16; 5е - Мф. 27; 337; 6е -  Мк.  15;
1632; 7е - Мф. 27; 3354; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 2537;  10е  -  Мк.
15; 4347; 11е - Ин. 19; 3842; 12е - Мф. 27; 6266.  Т.к.  богослужебный  день
начинается  с  вечера,  то  утреня  обычно  служится  вечером   в   четверг.
Совершаемые  утром  Великого  пятка  Царские   часы   (составлены   Кириллом
Александрийским (IV в. Египет)) состоят  из  иных  псалмов,  нежели  обычные
часы: 1 час - 5, 2, 21 пс; 3й - 34, 108, 50; 6й - 53, 139, 90; 9й - 68,  69,
85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф. 27; 156;
3й -  Мк.  15;  1641;  6й  -  Лк.  23;  32-49;  9й  -  Ин.  18;  2819;  37).
Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны,  Символа
веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других,  33  псалма.  Вечером  Великого
пятка служатся вечерня и повечерие.
   На вечерне читаются Апостол  и  Евангелие  (евангелие  составное  -  т.е.
состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 138; Лк. 23; 3943; Мф.  27;  3954;
Ин. 19; 3137; Мф. 27; 5561), совершается вынос плащаницы.
   ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) - четверг Страстной седмицы.  В  этот
день вспоминается Тайная Вечеря  Иисуса  Христа  с  учениками,  Гефсиманское
моление, взятие  под  стражу  Иисуса  Христа  и  суд  у  первосвященников  и
прокуратора Иудеи Понтия Пилата.  На  утрене  читается  Евангелие  о  Тайной
Вечери (Лк. 22; 139). После утрени совершаются  часы  -  первый  (с  чтением
паримии),  третий,  шестой  и  девятый.   После   девятого   часа   читаются
изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы  "Отче  наш"  и
некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне
читаются паримии, после которых  следуют  литургийные  Апостол  и  Евангелие
(евангелие составное - состоящее из текстов  различных  евангелий:  Мф.  26;
120; Ин. 13; 317; Мф. 26; 2139; Лк. 22;  4345;  Мф.  26;  4027;  2).  Вместо
херувимской песни трижды поется  молитва  "Вечери  Твоея  Тайныя  днесь...".
Вечером в Великий четверток  совершается  малое  повечерие.  В  кафедральных
соборах при архиерейском богослужении после литургии  архиереем  совершается
чин умовения ног сослужащим с ним священникам.
   ВЕЛИЧАНИЕ - краткое песнопение, прославляющее Иисуса  Христа,  Богородицу
или к.л. святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем"). Поётся  в
праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.
   ВЕНЦЫ - короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
   ВЕНЧАНИЕ - богослужение, во время  которого  совершается  таинство  брака
благословляется  и  освящается  христианский  брак.   Венчание   совершается
священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был  из
белого  (немонашествующего)  духовенства.  В  практике  православной  церкви
венчание принято совершать после  обручения.  Венчание  происходит  так:  по
обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в  храм
(или же от западной стены храма подходят ближе к  алтарю)  и  становятся  на
белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив
о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает
иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы  жениха
и невесты и трижды возглашает  тайносовершительную  молитву  "Господи,  Боже
наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен  и  читаются  Апостол
(Еф. 5; 2033) и Евангелие  (Ин.  2;  111),  произносится  ектения  и  поется
молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из  чаши  с  вином  и  затем  священник
трижды обводит их вокруг  аналоя,  в  это  время  хор  поет  тропари  "Исайе
ликуй...", "Святии  мученицы...",  "Слава  Тебе  Христе  Боже",  после  чего
священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы  и  произносит
отдует.  В  православной  церкви  венчание  разрешается  совершать   и   над
вступающими во второй или третий брак,  однако  чин  второбрачного  венчания

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов