Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

менее торжественен, с  чтением  покаянных  молитв.  В  Русской  православной
церкви венчание не совершается  во  все  посты,  на  пасхальной  неделе,  на
святках, в дни  накануне  двунадесятых  праздников  и  воскресения  (т.е.  в
субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
   ВЕЧЕРНЯ  -  общественное  богослужение,  совершаемое   вечером.   Вечерня
различается вседневная, малая и великая. Вседневная  вечерня  совершается  в
будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением,  великая  вечерня  -  под
праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение;  пение
предначинательного псалма (во время которого священник читает  светильничные
молитвы и кадит храм); великая ектения; пение  стихов  1,  2  и  3  псалмов,
стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете  тихий"
- гимна первых  веков  христианства;  прокимен  (в  некоторые  дни  читаются
паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер
сей без греха сохранитися нам..." (в  праздники  совершается  лития),  пелие
стихир на стиховны; молитвы праведного  Симеона  "Ныне  отпущаеши"  (Лк.  2;
29-30);  трисвятое:  молитва  Св.  Троице;  "Отче  наш";  "Богородице  Дево,
радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной  вечерне  предначинательный  псалом
читается, а не поется, не совершается входа и не  читаются  паримии,  вместо
первых  трех  псалмов  читается  рядовая  кафизма.  Малая  вечерня  является
сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени  и  первого  часа
называется всенощным бдением. Чин вечерни входит  также  в  состав  литургии
Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого  в  Великий  четверток  и
Великую субботу.
   ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и  помогающий
в управлении другому архиерею.
   ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или  архиереем.)
троекратным   погружением   креста   и   благословением.   Освященная   вода
используется для освящения  дома,  различных  предметов,  ее  пьют  с  целью
духовного  укрепления.  Водоосвящение  бывает  великое  и   малое.   Великое
совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в  дни
храмовых  и  некоторых  других   праздников   (Преполовения   Пятидесятницы,
Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день.
В чин великого освящения воды входят благословение,  тропари,  паримии  (Ис.
35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия  (Мк.
1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение
креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения  входят
тропари,  142  пс.,  50  пс.,  чтение   Апостола   и   Евангелия,   ектения,
благословение воды и  погружение  креста,  отпуст.  Чин  малого  и  великого
освящения воды  содержится  в  требнике  (чин  великого  освящения  также  в
месячной минее за январь).
   ВОЗГЛАС  -  краткое  молитвословие,   провозглашаемое   священником   или
архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.
   ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - праздник православной церкви, принадлежит к
числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября  нов.  ст.).
Установлен в память обретения Креста Господня, которое  произошло,  согласно
церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима  на  месте  Распятия  Иисуса
Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей  в  Палестину  царицей  Еленой
(матерью  императора  Константина  Великого)  и   иерусалимским   патриархом
Макарием  и  воздвигнут  на  месте  обретения,  чтобы  Ему  мог  поклониться
сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника
установлен строгий пост.
   ВОЗДУХ - большой четырехугольный  покров,  которым  покрываются  покрытые
покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой
было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).
   ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит  к  числу
двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в  четверг  шестой
недели. В  этот  день  вспоминается  восшествие  Иисуса  Христа  на  небо  и
обетование  о  Его  втором  пришествии.  Явившись   Своим   ученикам   после
Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв  руки
Свои, благословил их. И когда благословлял их,  стал  отделяться  от  них  и
возноситься на небо". (Лк, 24; 51). "И облако взяло Его из вида их. И  когда
они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два  мужа
в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что  вы  стоите  и  смотрите  на
небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же  образом,  как
вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1; 9II).
   ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери  напротив
престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во  время
богослужения. Обычно на  царских  вратах  помещаются  иконы  Благовещения  и
четырех евангелистов.
   ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное  богослужение,  совершаемое  вечером  под
праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни,  праздничной
утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью -
на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются
паримии,  в  некоторые  дни   совершается   лития,   утреня   начинается   с
шестопсалмия,  поются  полиелей,  ипакои  и  антифоны,  стихиры  на  50  пс„
катавасии к канону, читается Евангелие.
   ВХОД - действие: торжественный вход  священнослужителей  в  алтарь  через
врата царские. На вечерне  совершается  "вход  с  кадилом"  перед  каждением
алтаря и пением "Свете тихий". На литургии  совершается  "малый  вход",  или
"вход с Евангелием" (после пения антифонов), и "великий вход", или  "вход  с
дарами" (предлагаемыми  для  евхаристии  или  преждеосвященными).  Во  время
великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна
Златоуста и  Василия  Великого  великий  вход  совершается  во  время  пения
херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два
дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных  Даров,
во время  великого  входа  поются  особые  песнопения.  Происхождение  входа
таково:  в  древности  Евангелие  и  дары  хранились  в  храме  в  отдельных
помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение  их  в  алтарь  совершалось  с
особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в
алтарь, но  вход  сохранился  как  составная  часть  богослужения.  Согласно
некоторым литургическим толкованиям малый вход  символизирует  выход  Иисуса
Христа на проповедь, а великий  -  шествие  Иисуса  Христа  на  страдание  и
смерть.
   ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит  к
числу двунадесятых. Празднуется в  шестое  воскресение  Великого  поста  (за
неделю до Пасхи). В этот день  вспоминается  встреча  иерусалимским  народом
Иисуса Христа  как  Царя  и  Мессии,  въезжавшего  в  город  "на  осляти"  в
сопровождении апостолов. "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав,
что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви,  вышли  навстречу  Ему  и
восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя  Господне,  Царь  израилев"

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов