Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Покровский Дмитрий - Словарь церковных терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 155 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22  »

суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по  требованию).  Требы
делятся  на  содержащие  совершения  таинств  -   крещение,   миропомазание,
венчание, исповедь, елеосвящение; и не  содержащие  -  отпевание,  панихида,
постриг, различные молебны, освящение дома.  колодца  и  т.п.  Совершителями
треб являются священник или архиерей (за  исключением  крещения,  которое  в
крайних  случаях  может  совершаться   мирянином).   Чинопоследования   треб
содержатся в требнике.
   ТРЕБНИК  -  богослужебная  книга,   содержащая   чинопоследования   треб.
Различаются малый требник и  большой  требник,  более  полный  (напр.  малый
требник не содержит последования пострига).
   ТРЕЗВОН  -  праздничный  радостный  звон  во  все  колокола  с  короткими
перерывами.  Совершается  в   праздничные   дни,   в   торжественные   места
богослужения, во время крестного хода и др.
   ТРИКИРИИ  (греч.  трехсвечник)   -   подсвечник   для   трех   свечей   -
принадлежность   архиерейского    богослужения.    Согласно    литургическим
толкованиям  три  свечи  соответствуют  трем  лицам  Св.  Троицы.  Во  время
богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
   ТРИОДЬ (греч.  трипесенный)  -  книга  богослужебная,  содержащая  тексты
изменяемых  молитвословий  подвижного  годового  богослужебного  круга.   По
содержанию различаются Триодь Постная и  Триодь  Цветная.  Постная  содержит
службы  Великого  поста  и  трех  предшествующих  недель.   Цветная,   иначе
называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до
недели Всех  святых  (т.е.  Пятидесятницы  и  еще  одной  недели).  Название
происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.
   ТРИСВЯТОЕ - молитва "Святый Боже,  Святый  Крепкий,  Святый  Бессмертный,
помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно  преданию,
была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в  Константинополе
(ок. 438439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение  прекратилось.
С V в. входит в широкое богослужебное употребление.  Трисвятое  находится  в
составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в  конце
великого славословия на утрене и др.
   ТРОИЧЕН - тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы.
   ТРОПАРЬ - жанр церковной гимнографии. Исходно представлял  собой  краткое
песнопение  музыкально-поэтический  комментарий  к   богослужебным   чтениям
Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV -
V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов  на
славянский  язык  метрика  тропарей  нарушилась.   С   развитием   церковной
гимнографии возникло несколько  типов  тропарей:  ирмос  и  тропари  канона,
стихира,  ипакои,  кондак  и  др.  В  настоящее  время  собственно  тропарем
называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому,  данному
богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
   УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА  ПРЕДТЕЧИ  -  праздник  православной  церкви  29
августа ст. ст.  (II  сентября  нов.  ст.),  принадлежит  к  числу  великих.
Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского
четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 612; Мк. 6; 17-29).  В
этот день установлен строгий пост.
   УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви,  принадлежит
к числу двунадесятых. Празднуется 15 августа ст. ст. (28 августа нов.  ст.).
Посвящен Успению - праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию в этот
день апостолы чудесным образом собрались из  мест,  где  они  проповедовали,
чтобы  проститься  с  Пресвятой  Богородицей  и  совершить   погребение   Ее
пречистого тела.
   УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ - сумма указаний, определяющая строение  богослужений
на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили
новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная  в  XIX
в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах
греческого языка и в Болгарии; и славянский Типикон - сложившийся в  ХVIХVI1
вв. на основе  древних  монашеских  уставов  иерусалимского  (VIVI1  вв.)  и
студийского  (константинопольского,  ок.  IX  в.)  распространен  в  Русской
православной и некоторых других церквах.
   УТРЕНЯ - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня
бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в  себя
благословение, начало обычное, псалмы 19  и  20,  тропари,  каждение  храма,
ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, пс. 50,
каноны, стихиры  на  хвалитех,  великое  славословие,  ектению,  стихиры  на
стиховны,  молитву  "Отче  наш",   тропарь,   отпуст.   Праздничная   утреня
дополняется пением полиелея (после кафизм  и  седальнов),  а  в  воскресения
также пением  благословенных,  ипакоев  и  антифонов,  прокимнов  и  чтением
Евангелия, после которого  поется  воскресная  песнь  "Воскресение  Христово
видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и  первым  часом
составляет Всенощное бдение.  Пасхальная  утреня  начинает  служиться  после
крестного хода в притворе благословением  и  пением  пасхального  тропаря  и
состоит  из  пасхальных  тропарей,   канона,   светильна,   стихир,   чтения
пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
   ФЕЛОНЬ - 1. Богослужебное  облачение  священника.  Древняя  фелонь  имела
форму  длинной  до  пят  одежды  с  прорезью  для   головы,   без   рукавов.
Впоследствии,  для  удобства,  спереди  на  подоле  стали  делать  вырез,  в
настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от
восточных  наличием  приподнятого  жесткого  оплечья.  Фелонь   была   также
богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач.
XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с  прорезью  для
головы,  закрывающая  тело   до   пояса.   Надевается   при   посвящении   в
церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.
   ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ - неизменяемое песнопение,  поется  во  время  великого
входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней  .великого
Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной  к
достойному присутствию и  участию  в  Евхаристии.  Составлена  и  введена  в
употребление в VI  в.  в  Византии.  Называется  по  начальным  словам  "Иже
херувимы".
   ХИРОТОНИЯ - см. рукоположение.
   ХИРОТЕСИЯ - см. посвящение.
   ХИТОН - принадлежность облачения монахов малой и великой схимы  -  одежда
из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В  чинопоследовании  пострига
назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.
   ХОРУГВЬ - укрепленное на длинном древке полотнище с  изображением  Иисуса
Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди
шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.
   ХРАМ  -  здание,  предназначенное  для  совершения  в  нем   литургии   и
общественной молитвы,  особо  устроенное  -  имеющее  престол  и  освященное
архиереем. Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор.

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Покровский Дмитрий, Словарь церковных терминов