Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ред. Ильенковой - Инновационный менеджмент

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 476 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических
исследований НТП.
   Термин "инновация" стал активно  использоваться  в  переходной  экономике
России как самостоятельно, так и для обозначения ряда  родственных  понятий:
"инновационная  деятельность",   "инновационный   процесс",   "инновационное
решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации"  познакомим  читателей  с
различными взглядами на ее сущность.
   В литературе  насчитываются  сотни  определений.  Например,  по  признаку
содержания  или  внутренней  структуры   выделяют   инновации   технические,
экономические, организационные, управленческие и др.
   Выделяются  такие  признаки,  как   масштаб   инноваций   (глобальные   и
локальные); параметры жизненного цикла (выделение и  анализ  всех  стадий  и
подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.  Различные  авторы,  в
основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,  Хартман  В.  Д.,  Мэнсфилд  Э.,
Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это  понятие  в
зависимости от объекта и предмета своего исследования.
   Например,  Б.  Твист  определяет  инновацию  как   процесс,   в   котором
изобретение  или  идея  приобретают  экономическое  содержание.  Ф.   Никсон
считает, что инновация -- это совокупность технических,  производственных  и
коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных
промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это
такой общественный - технический  -  экономический  процесс,  который  через
практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших  по
своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она  ориентируется  на
экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке  может  привести
добавочный   доход.   И.   Шумпетер    трактует    инновацию    как    новую
научно-организационную комбинацию производственных факторов,  мотивированную
предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый  момент
динамизации экономического развития.
   В настоящее время применительно к  технологическим  инновациям  действуют
понятия,  установленные   Руководством   Осло   и   нашедшие   отражение   в
Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
   Международные  стандарты  в  статистике  науки,  техники  и  инноваций  -
рекомендации  международных  организаций  в  области  статистики   науки   и
инноваций,  обеспечивающие  их  системное  описание  в   условиях   рыночной
экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат
инновационной  деятельности,  получивший  воплощение  в  виде   нового   или
усовершенствованного   продукта,   внедренного   на   рынке,   нового    или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
   Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
   Анализ  различных  определений  приводит  к  выводу,  что   специфическое
содержание инновации составляют изменения, а главной функцией  инновационной
деятельности является функция изменения.
   Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
   1. Использование  новой  техники,  новых  технологических  процессов  или
нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
   2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
   3. Использование нового сырья.
   4. Изменения в организации производства  и  его  материально-технического
обеспечения.
   5. Появление новых рынков сбыта.
   Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы
он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и
использования новых видов потребительских товаров, новых производственных  и
транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
   В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции
признается, что  нововведение  развивается  во  времени  и  имеет  отчетливо
выраженные стадии.
   Инновации свойственны как динамический,  так  и  статический  аспекты.  В
последнем   случае   инновация   представляется   как   конечный   результат
научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты  имеют  самостоятельный
круг проблем.
   Термины "инновация" и  "инновационный  процесс"  не  однозначны,  хотя  и
близки.   Инновационный   процесс   связан   с   созданием,   освоением    и
распространением инноваций.
   Создатели инновации (новаторы)  руководствуются  такими  критериями,  как
жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
   Их стратегия  направлена  на  то,  чтобы  превзойти  конкурентов,  создав
новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
   Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения
выступают как промежуточный результат научно-производственного  цикла  и  по
мере практического применения превращаются в  научно-технические  инновации.
Научно-технические разработки  и  изобретения  являются  приложением  нового
знания с целью их практического применения, научно-технические же  инновации
(НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений  и
научно-технических  разработок  в   процессе   производства   с   целью   их
коммерческой   реализации   для   удовлетворения    определенных    запросов
потребителей. Непременными свойствами инновации являются  научно-техническая
новизна  и  производственная  применимость.  Коммерческая  реализуемость  по
отношению к инновации выступает как потенциальное свойство,  для  достижения
которого  необходимы  определенные  усилия.   НТИ   характеризует   конечный
результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве
особого товара - научно-технической продукции - и  является  материализацией
новых  научных  идей  и  знаний,  открытий,  изобретений  и   разработок   в
производстве с целью коммерческой реализации для  удовлетворения  конкретных
потребностей.
   Из сказанного следует, что инновацию - результат  нужно  рассматривать  с
учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере  важны  все  три
свойства:   научно-техническая   новизна,   производственная   применимость,
коммерческая  реализуемость.   Отсутствие   любого   из   них   отрицательно
сказывается на инновационном процессе.
   Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость,
осознанную  через  потребности  рынка.  Следует  обратить  внимание  на  два
момента:  "материализацию"  инновации,  изобретений  и  разработок  в  новые
технически совершенные виды  промышленной  продукции,  средства  и  предметы
труда,  технологии  и   организации   производства   и   "коммерциализацию",
превращающую их в источник дохода.
   Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Ильенковой, Инновационный менеджмент