Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ред. Ильенковой - Инновационный менеджмент

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 94
Размер файла: 476 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

   Распространение нововведений, как и их создание является составной частью
инновационного процесса (ИП).
   Различают  три  логических   формы   инновационного   процесса:   простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и
расширенный. Простой ИП  предполагает  создание  и  использование  новшества
внутри одной и той же организации, новшество  в  этом  случае  не  принимает
непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном
процессе  новшество  выступает  как  предмет  купли-продажи.   Такая   форма
инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя
новшества от функции его  потребителя.  Наконец,  расширенный  инновационный
процесс  проявляется  в  создании   все   новых   и   новых   производителей
нововведения, нарушении монополии  производителя-пионера,  что  способствует
через  взаимную  конкуренцию   совершенствованию   потребительских   свойств
выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса  действует
как  минимум  два  хозяйственных  субъекта:  производитель   (создатель)   и
потребитель   (пользователь)   нововведения.   Если    новшество    является
технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться
в одном хозяйственном субъекте.
   По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его
органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия  нововведения.
Первое, в основном, включает последовательные  этапы  научных  исследований,
опытно-конструкторских работ, организацию  опытного  производства  и  сбыта,
организацию коммерческого производства. На первой фазе  еще  не  реализуется
полезный  эффект  нововведения,  а  только   создаются   предпосылки   такой
реализации.
   На  второй  фазе  общественно-полезный  эффект  перераспределяется  между
производителями  нововведения  (НВ),  а  также   между   производителями   и
потребителями.
   В  результате  диффузии  возрастает  число  и   изменяются   качественные
характеристики  как  производителей,  так  и   потребителей.   Непрерывность
нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость  и
широту диффузии НВ в рыночной экономике.
   Диффузия  инновации  -   процесс,   посредством   которого   нововведение
передается по коммуникационным каналам между членами социальной  системы  во
времени. Нововведениями могут быть  идеи,  предметы,  технологии  и  т.  п.,
являющиеся  новыми  для  соответствующего  хозяйствующего  субъекта.   Иными
словами  диффузия  -   это   распространение   уже   однажды   освоенной   и
использованной инновации в новых условиях или местах применения.
   Распространение инновации - это информационный процесс, форма и  скорость
которого  зависит  от  мощности   коммуникационных   каналов,   особенностей
восприятия  информации  хозяйствующими   субъектами,   их   способностей   к
практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что
хозяйствующие  субъекты,  действующие  в   реальной   экономической   среде,
проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную  способность  к
их усвоению.
   В  реальных  инновационных  процессах  скорость  процесса   диффузии   НВ
определяется различными факторами: а) формой принятия решения;  б)  способом
передачи информации; в) свойствами социальной системы,  а  также  свойствами
самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с
традиционными  решениями;   совместимость   со   сложившейся   практикой   и
технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
   Одним из важных факторов  распространения  любой  инновации  является  ее
взаимодействие   с   соответствующим   социально-экономическим   окружением,
существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.  Согласно
теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является  процессом  кумулятивного
увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед  за  новатором  в  ожидании
более высокой прибыли.
   Субъекты инновационного процесса делятся на следующие  группы:  новаторы;
ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой,
относятся к  имитаторам.  Шумпетер  считал  ожидание  сверхприбылей  главной
движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии  НВ  никто  из
хозяйствующих субъектов не имеет  достаточной  информации  об  относительных
преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять
одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
   Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным  и  болезненным
процессом для любой организации.
   Во всех  случаях  одним  из  важных  критериев  принятия  решений  каждым
субъектом является сравнение альтернативных технологий и  решения,  принятые
предыдущими реципиентами. Но получить такую  информацию  достаточно  сложно,
так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому  каждая
фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки  фирм,  меньшей,  чем
все множество  реципиентов.  Это  обуславливает  неопределенность  процессов
принятия  решений  и  диффузии  НВ  в  рыночной  экономике.  Другая  причина
неопределенности связана с самыми новыми  технологиями  .На  ранних  стадиях
диффузии   их   потенциальная    прибыльность    остается    неопределенной.
Неопределенность может  быть  устранена  с  накоплением  опыта  внедрения  и
использования НВ. Однако со снижением неопределенности  и  риска  применения
новой  технологии  исчерпывается  потенциал  ее  рыночного  проникновения  и
снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли  от
использования любого нововведения -  временна  и  снижается  с  приближением
предела его распространения.
   Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов,
так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают  новые
технологические возможности, но их реализация зависит от  выбора  имитатора.
Вероятность доминирования на рынке будет большей для  технологии  с  большим
числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции  технологий
определяется  выбором  всех  агентов  на  рынке,  но  влияние  более  ранних
реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.
   Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в  ранней  фазе
их диффузии, особенно если речь идет о радикальных  нововведениях.  В  такой
ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития  играет
выбор последователей. Дело  в  том,  что  каждый  выбор  позволяет  повысить
конкурентоспособность  соответствующей   технологии   и   увеличивает   шанс
последней на ее принятие  последующими  хозяйствующими  субъектами,  которые
будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта,
когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и
их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие
реципиенты  принимают  решения,  основываясь   на   ожидаемой   прибыльности
альтернативных технологий. В результате, конечное  разделение  рынка  новыми
альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Ильенковой, Инновационный менеджмент