Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

приложениях к Библии - и в течение долгого времени были совершенно
неизвестны в еврейских кругах. Однако, несмотря на иноязычное изложение,
они являются ярким свидетельством литературной активности, вызванной
победой Хасмонеев.
  5. В тот период еврейский народ жил не только в Палестине и на прилегающих
территориях; его выход за пределы страны так же важен, как и консолидация
внутри ее. Уже в первом веке до н. э. географ Страбон отмечал, что евреи
проникли во все страны, так что трудно найти место, где бы их не было. Это
свидетельствует о растущем значении диаспоры (рассеяния, иврит: гола,
галут) в этот период. Евреи были небольшим народом, но иудаизм уже был
мировой религией. Нигде еврейское поселение не было столь значительным,
как в Египте. Отдельные семьи, очевидно, переселились туда еще во времена
Первого Храма; после разрушения его переселение стало массовым. Говорившая
по-арамейски военная колония на острове Элефантина построила небольшое
святилище, которое сохранилось до четвертого века н. э. Недавно
обнаруженные арамейские документы проливают свет на этот период и до
недавних находок в Лахише они являлись древнейшими подлинными письменными
материалами, относящимися к еврейской истории.
  После греческого завоевания эмиграция из Палестины усилилась. Евреи
последовали за Александром Македонским и были среди тех, кого он поселил в
новом городе Александрии. Затем в течение долгих лет Палестина была
подчинена Египту, и большая страна, как всегда, притягивала к себе жителей
малой страны. Еврейское население Египта быстро росло, и численность его
доходила до миллиона. Крупное поселение с древних времен было в Кирене. В
Александрии несколько сот тысяч евреев занимали два из пяти кварталов
города. Евреям было разрешено жить по своему традиционному закону под
властью собственного этнарха (греч.- правитель народа) с советом из 70
старейшин. В городском самоуправлении евреи были представлены
руководителями общин. В Леонтополисе два с половиной века функционировал
храм, построенный в годы преследования евреев в Палестине по образцу
Иерусалимского Храма.
  Египетские евреи проникли во все области жизни. Среди них были торговцы,
художники, крестьяне, ремесленники. Многие жили в военных поселениях в
разных частях страны, причем, некоторые занимали высокие посты. Во всех
отношениях, кроме религии, они совершенно ассимилировались с окружавшим их
населением.
  В то время Египет был крупнейшим центром эллинистической культуры. Этот
факт не мог не повлиять на евреев. Они сменили язык отцов на греческий;
все они приняли греческие имена (этот процесс зашел далеко даже в
Палестине); чтобы удовлетворить свои культурные потребности, они создали
большую литературу на местном языке. Еще в III до н.э. под царским
покровительством начал выполняться греческий период Священного Писания,
известный под названием "Септуагинта", который пользовался непоколебимым
авторитетом среди александрийского еврейства. Подражания и дополнения к
Библии (апокрифы и псевдоэпиграфы) были составлены по-гречески в
Александрии и проникнуты местными философскими концепциями. Естественно,
многие авторы отказывались от традиционных моделей, и в результате выросла
совершенно независимая литература, имевшая целью познакомить
эллинизированных евреев с их собственной национальной культурой и
продемонстрировать нееврейским критикам и наблюдателям превосходство или
по крайней мере рационализм иудизма. Были историки, писавшие рассказы о
царях Иудеи; археологи, изучавшие еврейские древности; поэты, создававшие
драмы и эпические произведения на библейские сюжеты; апологеты, защищавшие
свой народ от тогдашних антисемитов; философы, изучавшие Моисеев Закон и
доказывавшие, что они не противоречат, а скорее даже предвосхищают модную
греческую культуру.
  Эта тенденция, появившаяся в III столетии до н. э. и развившаяся во
втором, сохранялась и после римского завоевания Египта в середине I века.
Ее кульминацией является благородная личность Филона Александрийского (20
г. до н. э. - 45 г. н. э.), благодаря которому эллинистическая еврейская
культура отлично известна современному миру. Жизнь в Египте была
полнокровной. и удивительно современной по своему характеру. Однако душа
еврейского народа и главные традиции еврейской культуры сохранялись
по-прежнему в Палестине.

  Примечание к гл. VIII
С тех пор, как были написаны эти страницы, была обнаружена в свитках
Мертвого моря большая литература, относящаяся к той эпохе. Рукописи были
найдены в пещерах по соседству с остатками уединенного поселения в
Кумране, недалеко от Иерихона. Эти свитки свидетельствуют о большой
религиозной и литературной активности еврейского народа в начале
христианской эры. Многие ученые полагают, что это литература и
дисциплинарный устав малоизвестной секты ессеев; другие приписывают
составление рукописей ультрапатриотической группировке зелотов, возникшей
несколько позднее. Вместе с обширной и разнообразной оригинальной
литературой там было найдено много библейских рукописей, написанных за
тысячу лет до известных ранее.

  IX. ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА
Еще в начале династического спора, стоившего Иудее независимости, Гиркан
оказался под влиянием некоего Антипатра. Это был идумеянин, представитель
народа, обращение которого в иудаизм было одним из выдающихся эпизодов
недавней истории. По его совету и наущению Гиркан вел длительную борьбу за
престол. После захвата страны римлянами Антипатр был признан главным лицом
в Иерусалиме, и он стал, очевидно, откупщиком налогов на всю страну.
  Алчность римлян вызвала целый ряд восстаний, но, несмотря на все
искушения, коварный советник убедил первосвященника Гиркана сохранять
верность Риму. С непревзойденным мастерством Антипатр ухитрился завоевать
симпатии любой группировки, бравшей в Риме верх в гражданских войнах,
которые тогда начались. Разразившийся в 49 г. до н. э. конфликт между
Юлием Цезарем и Помпеем потребовал от Антипатра всей его хитрости, но в
конце он оказался опять-таки на стороне победителя. Цезарь выразил свою
благодарность тем, что вернул первосященнику Гиркану некоторую
политическую власть и титул этнарха, а также возвратил Палестине часть
территории, оторванной от нес Помпеем. Убийство Цезаря в мартовские дни 44
г. до н. э. евреи отметили как национальную потерю.
  Власть первосвященника оставалась чисто номинальной. Римляне были
хозяевами страны;
Антипатр был силой, стоявшей за троном; два его сына - Фезаэль и Ирод -
были назначены соответственно губернаторами Иерусалима и Галилеи.

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн