Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

военачальника, причем посты эти были признаны наследственными. Вскоре
началась чеканка собственной монеты, впервые выпущенной в еврейском
государстве, как символ вновь завоеванной независимости. К этому периоду
относится также укрепление союза с Римом, заключенного, очевидно. Иудой
Маккавеем.
  Однако сирийцы не оставили надежды на восстановление утраченного влияния.
В 138 г. до н. э. Антиох VII, последний сильный правитель из династии
Селевкидов, попытался вновь получить с Иудеи дань и вытеснить евреев с
новых территорий. Его силы были разбиты Иоанном Гирканом, сыном старого
первосвященника. Через два года Шимон был убит, и бразды правления взял в
свои руки его воинственный сын. Считая, что созрел момент для новой
попытки, Антиох VII опять пошел на Иерусалим и после долгой осады покорил
его. Но благодаря вмешательству римлян, с которыми Хасмонеи поддерживали
дружеские отношения, он не смог развить свою победу. Хотя Антиох VII
настаивал на признании его прав на Иудею и на выплате ему контрибуции, он
все же позволил Иоанну Гирка-ну остаться вассальным князем и даже сохранил
за ним недавно завоеванные земли. Казалось, десятилетний период
независимости был лишь переходной фазой. Однако вскоре, в 129 г. до н. э.,
Антиох пал в бою, и Иоанн Гиркан смог опять восстановить независимость
страны, завоеванную его отцом. Это было началом короткого золотого периода
политической свободы, который продолжался менее трех четвертей столетия.

  VIII. ХАСМОНЕЙСКОЕ ЦАРСТВО
1. В долгое правление Иоанна Гиркана (133-104 гг. до н. э.) экспансия,
исключительно важная для роста еврейского народа, достигла своей вершины.
Следуя примеру Ионатана и Шимона, Иоанн Гиркаи раздвинул границы
государства во все стороны. К востоку от Иордана он занял Медебу и
прилегающую территорию. Самаритяне были покорены и их святилище на горе
Геризим разрушено. Вековая вражда между евреями и идумеями, или
эдомитянами, выразившаяся в набегах Иуды Маккавея, завершилась полным
завоеванием Эдома, жители которого были вынуждены принять иудейскую
религию.
  После смерти Иоанна Гиркана в 104 г. до н. э. началась борьба за престол
между его сыновьями. Вначале на троп взошел старший сын Иуда, или
Аристобул, объявивший себя царем. За один год царствования он отодвинул
далеко северную границу, завоевав остаток Галилеи и часть территории
вокруг Ливанских гор и навязав населению иудаизм.
  Иуду сменил на троне его способный, но беспринципный брат Александр Яннай
(103-76 гг. до н. э.). Его войны не всегда были успешны. Тем не менее он
сумел раздвинуть свои границы вдоль филистимского побережья к Египту, а
также на восточном берегу Иордана. Еврейское государство теперь даже
превзошло максимальную территорию, которую оно занимало в славные дни
Давида и Соломона. Оно включало в себя всю собственно Палестину и
прилегающие территории от озера Хулы до границ Египта. На востоке в него
входили обширные области за Иорданом, известные под названием Перса. На
западе оно включало почти всю прибрежную равнину. Корабли, изображенные на
семейном склепе Хасмонеев близ селения Модиин и на их монетах, отражают
морские устремления династии.
  Страна никоим образом не была однородной. Тут и там были греческие города
с незначительным еврейским элементом среди населения. Самаритяне, несмотря
на утрату независимости, продолжали сопротивляться ассимиляции. Но
остальные части страны были полностью иудаизированы, их население стало
неотъемлемой частью еврейского народа. Эдомитяне, с незапамятных времен
враждовавшие с евреями, стали оказывать существенное, иногда даже
главенствующее влияние на внутренние дела. Плодородная Галилея стала
отныне считаться одним из основных центров иудаизма с точки зрения
численности населения и его преданности религии. За столетие после
восстания Хасмонеев территория еврейского государства увеличилась,
наверно, раз в десять, и соответственно выросло его население.
  2. Отчуждение между правящей династией и некоторой частью подданных в этот
период все возрастало. Братья Хасмонеи пришли к власти как вожди народного
восстания. Присвоив себе титул царя в дополнение к должности
первосвященника, Иуда Аристобул и его преемники внесли в государственное
устройство совершенно новый элемент. Значительная часть народа возражала
против чрезмерной концентрации власти в одних руках.
  Правда, Хасмонейская династия могла рассчитывать на поддержку сильного,
богатого и культурного священничества. Но в последние годы выросла
оппозиция служителям Храма. В период Первого Храма и даже после
возвращения из Вавилона священники рассматривались как официальные
хранители учености и традиции. Но со времени Эзры Тора стала
собственностью всего народа. Ее регулярно публично читали и объясняли в
каждом городе и каждой деревне, и уважение, с которым прежде относились к
священникам, теперь оказывалось каждому, кто проявлял себя умелым
толкователем Священного Писания (позже таких стали называть рабби или
раввин - мой учитель). От прецедента к прецеденту расширялась традиция,
решения одного раввина служили руководством для последующих поколений;
устная традиция усиливала, дополняла или объясняла библейский текст; новые
идеи усваивались и приобретали еврейскую окраску. Так возникло более
современное и более живое учение, чем то, которое хранили храмовые
священники. Для превратностей земной жизни было найдено утешение в учении
о бессмертности души и воскрешении из мертвых, что священники, не нашедшие
этому библейского подтверждения, категорически отрицали.
  Таким образом возникли две партии, для одной из которых Храм являлся
центром богослужения и вероучения; другая же искала просвещения везде, где
только могла. Первая партия была крайне консервативной, вторая -
эклектичной в смысле доктрины и практики. Первая состояла преимущественно
из священников, которых поддерживала аристократия и землевладельцы; вторая
была партией низшего и среднего класса. Первая поддерживала абсолютную
монархию с наследственной властью первосвященника; вторая стремилась к
большей демократии. Постепенно первая партия стала известна как Цадоким
или саддукеи, по имени священнической династии Цадока, преемников
Хасмонеев; приверженцев второй называли Перушим или фарисеи
(отделившиеся). (Таково наиболее вероятное, но никоим образом не
единственное объяснение этих терминов. Полумонашеская секта ессеев не
играла никакой роли в политических делах, к тому же нам слишком мало
известно о ней).
  Пока Хасмонейская династия сохраняла свою первоначальную простоту и пока
оставалась угроза извне, национальное единство было прочным. К концу
правления Иоанна Гиркана характер правящего дома начал меняться.
Раввинская традиция многозначительно говорит об этой перемене в правителе,

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн