Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»

через 45 лет после падения Иерусалима восточная граница Римской империи
опять была в огне, и евреи Ближнего Востока и Африки, воодушевленные
смутными мессианскими надеждами, восстали так неожиданно и одновременно,
как будто восстание было мастерски подготовлено. В Месопотамии, Египте,
Кирене и на Кипре восстание приняло угрожающие размеры. Лишь после того,
как обе стороны потеряли немало крови, оно было жестоко подавлено (115 г.).
  Некоторое время благодаря принятым жестоким мерам в Палестине царило
спокойствие. Однако вскоре после воцарения императора Адриана здесь
началось новое очень крупное восстание (132 г.). Во главе его стал вождь
гигантской силы и удивительного характера, по имени Шимон Бар-Косба, или
Бар-Кохба (Сын Звезды), как его многие называли. Среди тех, кто сплотились
вокруг него, был выдающийся ученый своего времени Акива бен Иосеф, чья
преданность придала движению особую значительность. Восстание
распространилось с быстротой молнии. Оно не имело своего летописца,
подобного Иосифу Флавию; но вначале, очевидно, повстанцы достигли
значительного успеха. Римские гарнизоны были изгнаны по крайней мере из
южной части страны, Иерусалим освобожден. Похоже, что была предпринята
попытка восстановить Храм. Чеканили особую монету с надписью на
древнееврейском языке в честь освобождения Святого Города от римлян.
  Повстанцы продержались три года. Наконец военные действия против них
возглавил Юлий Север, отозванный для этого из Британии. Римская военная
машина, пущенная на полный ход, была непобедима. Римляне методически
оттесняли повстанцев и вновь захватили Иерусалим. Дольше всего
сопротивление оказала горная крепость Бет-Тор, между Иерусалимом и морским
побережьем. В 138 г., после длительной и упорной обороны, она пала -
девятого ава, в годовщину двойного национального бедствия. За участниками
восстания велась систематическая погоня. Те вожди, которые не пали в бою,
подобно самому Бар-Кохбе, были зверски убиты (рабби Акива). Иерусалим был
распахан, и на его месте построен новый город Элия Капитолина, в который
евреи не имели доступа. Остальная часть Иудеи лежала в развалинах,
население было почти уничтожено войной и массовым обращением в рабство.
Территория вокруг древней столицы уже не была сердцем еврейского народа.
Центр национальной жизни переместился на север страны, в Галилею. С этого
времени евреи были в меньшинстве в стране своих отцов, и наиболее крупные
еврейские поселения теперь находились в районах, менее всего связанных с
былой славой народа.
  3. За подавлением восстания последовали религиозные запреты. Как прежде
Антиох Епифан, так теперь Адриан, очевидно, надеялся покончить с
существованием евреев как отдельного народа, запретив отправление их
культа. До конца его царствования соблюдение основных обрядов иудаизма
было под запретом. Даже обучение Моисееву Закону было запрещено, и
традиция сохранила память о десяти выдающихся ученых, которые предпочли
мученическую смерть покорности. Наконец, преемник Адриана Антонин Пий
пришел к заключению, что такая политика неразумна, и восстановил свободу
совести (138 г.). Антиеврейские законы были отменены, но с существенной
оговоркой, что обрезанию отныне могли подвергаться только лица еврейского
происхождения. Обращение в иудаизм, прежде широко практиковавшееся во всей
империи, теперь стало уголовным преступлением. Этим постановлением
датируется прекращение миссионерской деятельности иудаизма в широком
масштабе.
  Оставшиеся в живых члены Ямнийской академии (школы в Явне) собрались
вместе в Галилее, в городке Уша. Здесь вновь был создан Сангедрин, который
принял решения о реорганизации национальной жизни, потрясенной новыми
бедствиями. В качестве наси (патриарха) был избран Шимон, сын покойного
патриарха Гамалиеля. Сам по себе он был человеком большой учености. Факт
его избрания патриархом свидетельствует о главенствующем положении,
которое эта семья занимала в народе. Шимона сменил его сьм Иуда (170-217
гг.), при котором власть патриарха достигла расцвета. Наси занимал
положение не ниже царского. Ему подчинялся Сангедрин. Он следил за тем,
чтобы окружающие говорили на иврите, считая его, а также греческий язык,
единственно пригодным для культурного общения. Когда состояние его
здоровья вынудило его поселиться в горах, его резиденция в Циппори
(Сепфорис) стала одним из национальных центров. Под его руководством была
кодифицирована Мишна - свод традиционной юриспруденции, которая стала
основой национальной культуры и литературы для последующих поколений.
  Иуда (ум. в 217 г.) был последней крупной личностью в ряду патриархов. За
ним последовали ничем не примечательные Гамалиели, Иуды и Гиллели.
Ученость была теперь излишней для поста, ставшего наследственным. Однако с
точки зрения политической его блеск не померк. Власть патриарха, теперь
обосновавшегося в Тивериаде, была признана во всех: самых отдаленных
концах диаспоры, и отовсюду к нему поступала добровольная подать, шедшая
прежде на поддержание Храма.
  Управляемые патриархом евреи Палестины представляли собой компактную
массу. Они сохраняли традиционную культуру и пользовались юридической
автономией. Но еврейская община постоянно уменьшалась. Христианство
понемногу вытесняло иудаизм из Палестины. Экономически страна находилась в
упадке. Опустошения, произведенные римлянами при подавлении восстаний
68-70 и 132-139 годов, оставили неизгладимый след, и страна никогда не
оправилась от них. Наступление пустыни и уменьшение количества осадков
лишило весь Аравийский полуостров и прилегающие земли их плодородия.
Налоги стали исключительно тяжелыми. Любые военные и гражданские
беспорядки сказывались на евреях сильнее, чем на остальных группах
населения, за исключением разве что их несчастных сородичей самаритян,
которые были столь же бесправны и участь которых была еще более горестна.
  Прежде чем окончательно сгустился мрак, блеснул последний луч надежды.
Император Юлиан Отступник, настроенный резко против христианства, проявил
явную симпатию к иудаизму и в письме к своему "брату, почтенному патриарху
Гиллелю II" (320-365) высказал намерение по возвращении с готовящейся
войны с персами восстановить Храм в Иерусалиме. Но император с войны не
вернулся, и ликующие христианские авторитеты увидели в крушении надежд
евреев окончательное доказательство того, что Божья милость оставила их.
Теперь конец был близок. Когда в четвертом веке н. э. расшатанная Римская
империя разделилась на два отдельных государства - Римское и Византийское,
- Палестина естественно, досталась Восточному государству - Византии. В
399 году римский император Гонорий, видевший, как слитки золота и серебра
текут из его владений во владения соперника, запретил сбор в Италии
добровольного налога, который евреи ежегодно посылали на поддержание
Сангедрина. Это был тяжелый удар, который, должно быть, сильно сказался на
миниатюрном дворе в Тивериаде. На следующий год патриарха Иуду IV
(385-400) сменил его сын Гамалиель VI, который умер спустя 25 лет, не

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн