Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

оставив мужского потомства. Этим воспользовался император Феодосии II и
окончательно упразднил пост патриарха (425 г.). Исчез последний остаток
еврейской независимости, последний отблеск былой славы. Правда, некоторое
число евреев еще находилось в Палестине. По-прежнему сооружались довольно
крупные синагоги, подобно недавно раскопанной в Бет-Альфа. В Тивериаде и
других местах сохранялись школы и ученые. Так называемые масореты изучали
библейский текст, составляли юридическую литературу (утраченную и частично
обнаруженную в последние годы). Во время войны между персами и
византийцами за обладание Палестиной (при императоре Ираклии) местные
евреи, возглавляемые Вениамином из Тивериады, приняли сторону персов и
жестоко поплатились за это, когда вернулись прежние властители страны (628
г.). Во времена крестоносцев еврейское население Палестины окончательно
пришло в упадок, но по некоторым сведениям в отдаленных уголках Галилеи до
наших дней сохранились одна или две общины, никогда не покидавшие землю
отцов.
  Все же можно сказать, что с упразднением патриархата - правления
Сангедрина - исчез последний остаток еврейской автономии, существовавшей
тысячу лет со времени возвращения из вавилонского пленения, и
преемственность политической власти дома Давида, первосвященников и
Хасмонеев отныне канула в прошлое. Теперь евреи оказались в полном смысле
слова оторванными от своей земли. Начиналась самая характерная и самая
удивительная глава в истории еврейского народа.

  XI. МЕСОПОТАМСКИЙ ЦЕНТР
1. Период упадка Сангедрина в Палестине совпал с расцветом нового центра
еврейской жизни в Месопотамии. Не все евреи, угнанные в плен вавилонянами,
воспользовались возможностью вернуться в Палестину вместе с Шешбацаром и
Эзрой. В течение всех шести веков, пока в Иерусалиме стоял Второй Храм, в
Двуречье (Месопотамии) сохранялся - под персидским, а затем под парфянским
владычеством - второй важный центр еврейского населения, которое называло
себя и было известно в еврейском мире под названием "пленения" или
"изгнания" (гола). Здешние евреи занимались большой частью сельским
хозяйством, но были также крупные еврейские поселения в городах Нехардее и
Нисибиде на Евфрате. В первом веке н. э. весь царский дом вассального
княжества Адиабена на Тигре принял иудаизм. Раввины рассказывали
фантастические истории о тщательнейшем соблюдении еврейских законов
царицей Еленой и ее двором. Сама царица вместе с некоторыми членами ее
семьи была похоронена у стен Иерусалима. Во время войны с Римом в 68-70
гг. царь Адиабены и его брат доблестно сражались на стороне евреев.
  Признанным главой вавилонского еврейства в отношениях с государством был
князь или глава изгнания (реш галута, экзиларх), ведший свое происхождение
от Давида. Он был окружен почти царскими почестями и славился щедростью и
гостеприимством. Через него государство взимало с еврейской общины тяжелые
налоги. Разговорным языком месопотамского еврейства был арамейский, близко
родственный ивриту, вытеснивший последний даже в Палестине. Юридически
община была совершенно автономна. Внутренние споры разрешались согласно
еврейскому закону, и традиционное учение поддерживалось и
культивировалось. В течение всего периода Сангедрина отношения с
Палестиной оставались тесными и постоянными. Вавилонские ученые приходили
совершенствоваться в знаниях к великим ученым Тивериады или Циппори. С
другой стороны, с ухудшением условий в Сирии многие еврейские семьи
переселились на восток, чтобы жить среди близких по духу месопотамских
единоверцев.
  2. За исключением духовной и интеллектуальной жизни, относительно которой
мы осведомлены весьма хорошо, наши сведения о делах в Месопатамии в
последующий период (с 22 г. н. э.), когда провинция находилась под властью
персидских правителей Сассанидской династии, весьма скудны. Несмотря на
интенсивную литературную деятельность, которая была характерной чертой
этого периода, условия жизни были далеко не идеальные. Влияние магов (так
назывались священники зороастрийской религии) иногда приводило к
преследованиям иных вер. С другой стороны, некоторые правители, как,
например, царь Сапор I (241-272 гг.), сохранились в памяти народа
благодаря той симпатии, с которой они относились к своим еврейскими
подданным.
  3. В середине пятого века н. э. условия жизни месопотамского "изгнания"
резко изменились к худшему. Вековые религиозные предрассудки нашли свое
выражение в целом ряде преследований. Апогей наступил в шестом веке, когда
персидский правитель Кобад принял новую веру, которая, по словам ее
врагов, требовала общности не только имущества, но и жен. В конце концов,
экзиларх Зутра II поднял вооруженное восстание. В течение семи лет ему
удалось с помощью как еврейского, так и части нееврейского населения
удерживать район вокруг Махозы. Затем он был разбит численно
превосходившими персами и распят на мосту в своем родном городе (520 г.).
Его сын Зутра III, родившийся в день смерти отца, был увезен а Палестину,
где ради него была сделана попытка возродить пост патриарха - главы
Сангедрина. Евреи Месопотамии никогда уже не смогли достичь того
процветания и влияния, которое они имели до этих трагических событий, хотя
при последних персидских правителях положение несколько улучшилось. Однако
точные детали этих перипетий мало существенны. Того немногого, что мы
знаем, достаточно, чтобы судить о процветавшей, хорошо организованной
жизни евреев в Вавилонии в первые века христианской эры. Их насчитывалось
сотни тысяч, возможно даже миллионы. Ко времени упразднения Сангедрина
еврейское население Месопотамии равнялось, а может быть и превосходило
численностью еврейское население Палестины. Помимо всего, в Месопотамии
возникла уникальная интеллектуальная жизнь, продукт которой в дальнейшей
оказывал постоянное влияние на быт и мышление всего еврейского народа.

  XII. СОЗДАНИЕ ТАЛМУДА
I. Характерной чертой еврейской истории периода Первого Храма были
пророки, а характерным памятником эпохи была Библия. В период Второго
Храма и позже, когда евреи были оторваны от земли, с которой они были
прежде теснейшим образом связаны, характерной чертой стали раввины, а
литературным памятником эпохи явился Талмуд.
  Одно было логическим и естественным следствием другого. Коль скоро у
евреев появился писаный текст, содержащий историю народа, и моральное
учение, которым должны были руководствоваться в повседневной жизни - свод
законов и религиозных обрядов, - то следующим шагом было возникновение
прослойки учителей. С одной стороны, они объясняли священные тексты; с
другой стороны, они выносили решения по всяким делам, с которыми к ним
обращались люди. Как мы видели, задолго до разрушения Иерусалима учителя

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн