Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»

сын Иосиф, остававшийся на высоком посту до 1066 года,. когда волна
зависти свергла его и вызвала гонения на евреев во всем государств".
  События в Гранаде никак не повлияли на положение евреев в остальных
арабских государствах, во многих из которых отдельные евреи достигли таких
же высоких постов. Но этому взлету славы не суждено было длиться долго.
Мусульманский полумесяц правил всеми землями к югу от Пиренеев. В горном
районе Астурии вестготы еще раньше сумели организовать успешное
сопротивление и остановить продвижение мусульман. Начиная с восьмого века,
это маленькое ядро начало расширяться, и к XI веку на Иберийском
полуострове уже имелось полдюжияы христианских государств, в руках которых
была значительная часть территории. После падения Толедо а 1085 г.
андалузские правители не видели возможности самостоятельно сдержать
'победоносное продвижение христиан. Помощь могла прийти только с одной
стороны. Вся северозападная Африка входила в состав империи фанатичных
берберских племен Моравидов. Мусульманские государства Испании отправили к
ним посольства с просьбой о помощи. Не дожидаясь заключения формального
соглашения, берберы устремились через Гибралтарский пролив. Мусульманская
и христианская армии столкнулись в Салаке близ города Бадахое. Битва
закончилась решающей победой полумесяца. Хотя город Толедо остался в руках
христиан, единство мусульманской Испании было вскоре восстановлено под
властью Моравидов. Новые правители принесли с собой тенденцию к
примитивной суровости, простоте и фанатизму ислама. То высокое положение,
которое еврейские государственные деятели занимали при разных дворах, ушло
в прошлое; в 1107 г. была сделана попытка силой обратить в ислам евреев
Лусены, самой важной и самой богатой общины в Испании.
  Но вскоре завоеватели, как уже не раз бывало в подобных обстоятельствах,
начали терять свой первоначальный пыл. Их фанатизм пустыни был подорван
мягкой атмосферой Андалузии. При их дворах возродились просвещенные
традиции халифата, и опять еврейские врачи и астрономы стали оказывать
заметное влияние на дела государства. Тем временем, однако, среди
мусульман Северной Африки поднялась новая волна реформаторского рвения.
Берберские племена Атласских гор объединились под знаменем религиозного
пуританства и создали мощное государство. Из приверженности догме единого
Бога они стали себя называть аль-мохадами (от корня, родственного
ивритскому эхад-один). Как и за шестьдесят лет до того, их единоверцы в
Испании опять столкнулись с продвижением христиан. Они послали за помощью,
и в 1146 г. аль-мохады пересекли Гибралтар.
  С первых дней новая секта возродила в Испании суровую политику раннего
ислама по отношению к иноверцам. Вопрос о сохранении прежней веры не
стоял. Все немусульмане должны были принять ислам; единственный выбор -
уничтожение или изгнание. Опять, как во времена вестготских королей, в
городах южной Испании появились евреи, внешне принявшие господствующую
веру, тогда как дороги были полны беженцев, искавших спасения в более
веротерпимых странах.
  К 1172 году аль-мохады вновь восстановили единство мусульманской Испании,
когда им покорился последний независимый правитель. На юге страны не
осталось ни одного еврея, исповедовавшего иудаизм. Слава андалузских общин
закатилась. К счастью, на севере начали развиваться христианские
королевства, где нашли убежище многие евреи и где еврейская жизнь смогла
укорениться и вновь расцвести.

  XVI. СЕВЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
1. Впервые после вторжений варваров мир и порядок в Западную Европу
принесли завоевания и организационный талант Карла Великого, который
короновался в Риме на Рождество 800 года. Карл был не только сильным
императором, способным перешагнуть через богословские предрассудки своего
времени, - он был также дальновидным правителем, сумевшим понять, какой
важный вклад могут внести евреи в экономическую жизнь империи.
  В соответствии с этим он и его династия последовательно
покровительствовали евреям и поощряли их иммиграцию. Сохранились
многочисленные документы, в которых император даровал какому-нибудь
еврейскому купцу протекцию и привилегию. Когда в 797 году в Багдад к
Гаруну аль-Рашиду отправилось посольство, переводчиком при нем был еврей
Исаак. В пути члены посольства умерли, а Исаак один вернулся и привел с
собой слона, посланного халифом императору в знак уважения. Еврейская
традиция во многих старых легендах сохранила имя основателя династии Карла
Великого в связи с милостями, которые он оказал их отцах.
  В последующий период множество еврейских общин возникло во всех владениях
Каролингов. Купцы отправлялись из портов Средиземного моря во все концы
света, доплывая в поисках товаров да Индии и Китая. Они устремлялись но
старым торговым маршрутам на север и на восток, в Германию и дальше. Из
славянских земель они доставляли самый выгодный товар - рабов, которых
продавали затем в гарем иди в телохранители кордовскому халифу. Правда,
церковные власти смотрели на это косо, но отнюдь не по причинам гуманности
- цивилизация до этого еще не доросла. Они были против продажи христианина
в рабство неверному и зачастую вмешивались и расстраивали сделки.
Церковные съезды с монотонной регулярностью требовали, чтобы государство
следовало старым каноническим правилам и ограничениям для евреев. Однако
все пренебрегали этими правилами при открытом потворстве двора. В первой
половине девятого века архиепископы Лиона Агобард и Амуло всячески
настаивали и интриговали, чтобы гражданская власть ввела в их епархии
старый антиеврейский кодекс со всеми деталями, но, очевидно, без успеха.
  Даже после падения династии Каролингов дом Капета продолжал проводить
политику протекционизма по отношению к евреям. Хотя иногда и случались
мрачные периоды, в целом условия жизни евреев поощряли иммиграцию. Район
их поселения, первоначально ограниченный югом страны, постепенно
расширялся. Вскоре на северо-востоке Франции в каждом городке, почти в
каждой деревне появились процветающие еврейские общины, и в течение трех
следующих столетий эта часть Франции являлась одним из важнейших центров
еврейской жизни и культуры.
  2. Германские общины, очевидно, были ответвлением французских. Самые
ранние из них появились в коммерческих центрах, с которыми вели торговлю
франко-еврейские купцы. Еще во времена римлян еврейская колония была в
К„льне, а также, несомненно, в некоторых соседних городах. Этот район
оставался центром еврейского поселения вплоть до периода крестоносцев.
Помимо иммигрантов, пришедших с Запада, из Шампани, были и такие, которые
шли на север от одного коммерческого центра к другому по долинам Дуная и
Эльбы. Уже в девятом веке упоминаются евреи в Аугсбурге и в Меце. В
десятом они осели в Вормсе, Майнце, Праге, Магдебурге, Мерзебурге,
Ратисбоне и других городах. К концу одиннадцатого века евреев вдоль Рейна

Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн