Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

Еще три четверти столетия условия жизни евреев в христианской Испании
оставались благоприятными. Но нетерпимость крестоносцев уже перевалила
через Пиренеи и стала разрушать дружеские отношения между евреями и
христианами. Под папским давлением различные церковные соборы принимали
антиеврейские законы, которые, правда, не всегда выполнялись. Иногда
кто-нибудь бурно протестовал против назначения евреев на важные посты.
Когда в начале XIII века была объявлена священная война против неверных и
большое число рыцарей и искателей приключений устремились в Испанию со
всех концов Европы, они в подражание погромам на Рейне стали нападать на
евреев в столице и других городах.
  Битва при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. окончилась внушительной победой
христиан. Мусульманская угроза была сокрушена. В течение нескольких лет
подвластная мусульманам территория сократилась до небольшого клочка земли.
В силу этого положение евреев стало ухудшаться. Одержав победу,
христианство не нуждалось больше в симпатиях меньшинства. Дипломатические
посольства в мусульманские страны уже не имели того значения, что раньше.
Даже мусульманская наука пошла на убыль, а с ней - значение еврейских
ученых, воспитанных в мусульманских школах. Одновременно на Пиренейский
полуостров начали проникать из Европы религиозная нетерпимость, крайний
национализм, коммерческое соперничество. Более частыми стали политическая
дискриминация и вспышки ненависти в массах. Правители все больше урезали
привилегии, которыми евреи теоретически имели право пользоваться, хотя
строгие законы не всегда претворялись на практике. Потребовалось довольно
долгое время, чтобы страна прониклась новым духом, и в некоторых
отношениях он никогда не был тут таким суровым, как в других местах.
Однако с начала XIII века спокойствие предшествовавшей эпохи исчезло, и
туча, покрывшая всю Европу, грозно нависла над древним еврейством Испании.
  XIX. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1. Растущая угроза безопасности евреев сопровождалась изменением их
экономического положения. В первоначальный период рассеяния они мало
отличались в этом отношении от остального населения. Римские магнаты,
покупавшие рабов-евреев после подавления очередного восстания,
предназначали их в основном для работы в имениях. Многие евреи и после
освобождения тем или иным способом из рабства продолжали заниматься
сельским хозяйством, подобно своим единоверцам в Палестине, Вавилонии и
Персии. Даже в Северной Европе до середины средних веков евреи не были
целиком оторваны от земледелия. На юге небольшая часть еврейского
населения постоянно была связана с землей.
  Одна из причин, оторвавших евреев от земли, очевидна. Еврейские
религиозные обряды, развивавшиеся в течение столетий, требовали
дружественного окружения. С ростом религиозных предрассудков обособленная
уединенная жизнь стала чрезвычайно неудобной, даже попросту опасной. Для
обеспечения безопасности необходим был постоянный контакт с остальными
евреями. Наконец, организация сельского общества на феодальной основе не
оставила места для иноверца. Находившиеся в полурабской зависимости
крестьяне являлись вассалами владельца имения и платили ему работой
(барщина) или натурой (оброк). Владелец имения являлся вассалом барона, а
тот, в свою очередь, вассалом более крупного барона или короля - вершины
этой пирамиды, - которому прямо или косвенно служили все. Эта структура
основывалась на приверженности к одной вере и скреплялась рядом
религиозных обетов и клятв. Помимо того, во многих местах древней
традицией, а позднее законом, евреям запрещалось владеть землей. Таким
образом, в сельском обществе места для еврея не было, и его внимание
поневоле обратилось к городу.
  Иммигрант в уже населенной стране, естественно, с трудом может найти
применение своим силам иначе, чем в городской жизни. В Римской империи
евреев можно было встретить почти во всех слоях населения, но основу
еврейской общины составляло сословие торговцев. Они, в основном, отвечали
за ввоз зерна, позволявший обеспечить плебс "хлебом и зрелищами". Следует
заметить, что основной центр евреев в столице империи был возле доков и
что первые их поселения располагались вдоль торгового маршрута,
соединявшего Рим с Египтом, житницей античного мира.
  Раннее средневековье сузило широкий горизонт Римской империи, замкнув ее в
национальных границах. Взамен старого строя пришло господство грубой
военной касты. Международная торговля, особенно в странах Северной Европы,
все больше оказывалась в руках слоя людей, не имевших собственной страны,
но обладавших международными связями и владевших международным языком,
необходимым для корреспонденции. Как мы видели, почти целиком в их руках
находилась работорговля, считавшаяся в то время не более предосудительной,
чем в наши дни торговля скотом. В юридических документах Франции и
Германии IX века термины "еврей" и "торговец" употребляются почти как
синонимы. Имеется внушительный список товаров, ввозившихся в то время
евреями, начиная с апельсинов, сахара, риса, обуви и барабанов и кончая
сиренью, которая, возможно, обязана своим появлением в Европе, в первую
очередь, еврейским торговцам.
  Ведущая роль евреев в западноевропейской торговле была утрачена в Х веке,
с появлением итальянских торговых республик, особенно Венеции и Амальфи,
которые быстро захватили монополию в средиземноморской торговле. Крестовые
походы оказались последним толчком, оторвавшим евреев от коммерции.
Последующие войны за обладание Святой Землей сблизили Восток и Запад
больше, чем когда-либо со времен падения Римской империи. Возросло
значение итальянских приморских городов-государств. В результате, они
стали обеспечивать безопасность паломников в Святую Землю, а вместе с ними
и купцов. Так появился мощный стимул для коммерции у западноевропейских
народов.
  Личные качества еврея, прежде являвшиеся его преимуществом, теперь
оказались против него, так как он не мог пользоваться ни привилегиями
христиан, с одной стороны, ни мусульман, с другой. Отсутствие личной
безопасности делало более опасным его коммерческие предприятия. Наконец,
средневековая организация торговли, как и сельского хозяйства и
землевладения, не давала места для иноверца. В каждом городе куплей и
продажей занимались только члены торговой гильдии, и посторонним не
разрешалось конкурировать с ними. Но торговая гильдия была основана
целиком на принципе единообразия. Это была общественная организация, а
горожане не желали иметь общественных контактов с евреями. Имелись и
некоторые религиозные обряды: цеховые богослужения, процессии, иногда
собственная часовня, к которым евреи не имели доступа. Гильдии и цеха
опирались на идею защиты местного жителя от чужака, а евреи, сколько бы
поколений их предков ни жило в этом городе, всегда считались посторонними,
вмешивающимися в чужие дела.

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн