Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

Арагон, где занялся тем же делом. Здесь ему помогал крещеный еврей Местре
Херонимо де Санта Фе (Мегадеф, т. е. богохульник, как его прозвали его
бывшие единоверцы). Последний настойчиво убеждал антипапу Бенедикта XIII,
чьим личным врачом он был, устроить диспут между представителями иудаизма
и христианства о преимуществах той или иной веры. Антипапа согласился, и
еврейским общинам Арагона и Каталонии было предложено прислать
представителей в Тортозу для защиты своей веры.
  Диспут, на котором председательствовал сам Бенедикт XIII, явился одним из
самых примечательных за весь период средневековья. Он продолжался год и
девять месяцев и растянулся на 69 заседаний. Однако результат был известен
заранее, ибо, как всегда, истинность христианства считалась не подлежащей
сомнению, и подвергавшаяся нападкам сторона была лишена свободы слова.
Единственным заметным результатом было издание папой, вскоре, к счастью,
лишившимся последних остатков своей власти, чрезвычайно суровой буллы,
которая запрещала евреям изучать Талмуд, иметь более одной синагоги в
каждом городе и предписывала им не менее трех раз в год слушать
предназначенные для их обращения христианские проповеди. Во время диспута
в Тортозе и после него продолжалась борьба с иудаизмом. Желая избавиться
от тяжелой участи, целые общины принимали крещение, и в течение нескольких
лет было обращено в христианство еще тридцать пять тысяч человек.
  Тем временем выросло новое поколение марранов, воспитанных в лоне церкви,
но столь же нестойких в христианстве, как и их отцы. Они шли к священнику,
чтобы тот совершил брачный обряд, они обязательно крестили своих детей,
они пунктуально посещали мессу и исповедовались в грехах. Однако за этим
внешним притворством в душе марраны оставались евреями. Они соблюдали
традиционные обряды во всех деталях. Они старались блюсти субботу,
насколько это было в их силах, и если бы глянуть сверху на город, можно
было бы увидеть, что из многих труб в этот день не поднимался дымок.
Некоторые даже делали обрезание своим сыновьям. Браки заключались
преимущественно в своей среде. Временами они украдкой посещали синагоги и
посылали им масло для светильников. Они были евреями во всем, кроме имени,
и христианами лишь по форме.
  С другой стороны, их социальный прогресс был поразительно быстрым. Во всех
слоях общества новые христиане занимали самые видные и самые доходные
посты. Наиболее богатые из них породнились с высшей знатью страны. В
Арагоне трудно было найти хоть одну аристократическую семью, начиная с
самого короля, в которой бы не было примеси еврейской крови. Половину всех
важных постов при дворе занимали крещеные евреи или их прямые потомки. Они
наполняли собой судейство, чиновничество, армию, университеты, даже
церковь. Население, завидовавшее успехам марранов, видело в них лишь
лицемерных евреев, которые не утратили ни одной из своих черт и пробивали
себе путь к высшим, самым выгодным постам в стране в ущерб истинным
христианам.
  Опять с амвонов прозвучали страстные речи, изобличавшие проступки на сей
раз уже не евреев, но "новых христиан", и требовавшие, чтобы были приняты
меры для контроля за их поведением. Положение марранов было почти
идентично тому, в котором находились евреи в конце предыдущего столетия.
Временами происходили вспышки грабежей и убийств. Самой страшной была
такая вспышка в 1473-4 годах, охватившая всю страну. Во многих городах
местные власти принимали решения, запрещавшие лицам еврейского
происхождения проживать в данном городе. Подобного в испанской истории еще
не было, кроме разве что периода антиеврейских вспышек 1391 года. Однако
имелась одна существенная разница. Тогда евреи могли спасти свою жизнь,
приняв крещение. Теперь такого пути к спасению не было.
  3. Таково было положение вещей в 1474 году, когда на кастильский престол
взошла Изабелла Католическая. С момента ее воцарения духовные наставники
королевы убеждали ее, что государство можно очистить и тем избавить его от
всех бед только одним путем - введя специальный трибунал для отыскания и
наказания еретиков. В течение нескольких лет ее внимание было поглощено
более насущными проблемами. Как только внутри страны восстановился мир,
были начаты переговоры с папой Сикстом IV о создании Святой Инквизиции.
Наконец, 1 ноября 1478 года была издана булла, дававшая испанским
правителям право назначать трех епископов или других подходящих лиц в
возрасте не ниже сорока лет для преследования еретиков и их пособников. 17
сентября 1480 года, после дополнительных переговоров и отсрочек, двум
доминиканским монахам было дано указание отправиться в Севилью и
приступить там к работе. В начале следующего года состоялось первое
ауто-да-фе (акт веры) - шесть мужчин и женщин еврейского происхождения
были заживо сожжены за то, что придерживались веры отцов.
  Это было прелюдией к целой серии ужасов. Вскоре подобные трибуналы
возникли в ряде других центров Испании. Они быстро приобрели четкие
организационные формы. Первым Великим Инквизитором стал Томазо де
Торквемада, монах еврейского происхождения. Были составлены списки,
содержавшие различные признаки (многие из них попросту нелепые), по
которым можно было опознать тайного иудея: от смены белья в субботу до
омовения рук перед молитвой, от называния детей именами Ветхого Завета до
поворачивания лица к стене в момент смерти. Всему населению вменялось в
обязанность доносить на любого подозреваемого в отправлении этих или
подобных им гнусных обрядов. За короткое время около тридцати тысяч
человек было казнено Святой Инквизицией, помимо нескольких сот тысяч
приговоренных к покаянию и другим менее суровым наказаниям. С каждым годом
инквизиция все глубже укоренялась в испанской почве.
  Для того, чтобы совершенно очистить страну от малейшего неверия, меры эти
были явно недостаточны. Открыто исповедовавшие иудаизм евреи жили пока что
в Испании без помех. Ситуация была крайне нелогичной. Маррана, христианина
лишь по названию, сжигали заживо только за то, что он втайне совершал
десятую часть тех обрядов, которые его не принявшие крещения братья
безнаказанно совершали каждый день у всех на виду.
  Невозможно было искоренить ересь иудаизма в стране, где евреи могли
обучать своих сородичей обычаям своей древней религии как в теории, так и
на практике. В качестве доказательства существования заговора между
евреями и марранами была использована выдуманная история об убийстве
неизвестного ребенка, якобы совершенном ими в Авиле в ритуальных целях.
Недавние исследования с достоверностью установили, что эта "жертва"
существовала только в воображении нескольких фанатичных церковников.
Вместе с тем, этот случай толкнул инквизицию на новые "подвиги" и дал ей в
руки оружие против евреев, которым Торквемада не замедлил воспользоваться.
  30-го марта 1492 года в зале совета во дворце Альгамбра Фердинанд и
Изабелла поставили свои подписи под декретом об изгнании в течение четырех
месяцев всех евреев из их владений.

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн