Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

жизнь, и торговля почти полностью оставалась на долю евреев, армян и
греков. Изгнанники из Испании встретили здесь теплый прием. - "Что?! Вы
называете этого Фердинанда "мудрым", тогда как он изгоняет население
из своих владений и обогащает мои?" Как говорят, эти слова произнес султан
Баязет, всеми средствами поощрявший иммиграцию евреев.
  Таким образом во всей Османской империи возникли новые еврейские общины и
возродились старые. Во многих городах возникло по нескольку общин,
сохранивших во всех деталях религиозные традиции той испанской провинции
или даже города, откуда вышли их основатели. Иммигранты принесли с собой
свой язык, свою находчивость, свое состояние, свой опыт. Международная
торговля в восточной части Средиземноморского бассейна находилась в
значительной степени в руках евреев. Опытные еврейские ремесленники быстро
завоевали себе славу и ввели на Востоке методы работы и производственные
секреты Толедо и Сеговии. Войска и боевые суда мусульман были снабжены
порохом и вооружением, изготовленными еврейскими руками, и любое усиление
деятельности в еврейских кварталах Адрианополя или Брусы служило для
иностранных наблюдателей признаком приближения нового похода султана.
  Первым, самым естественным местом поселения явился Константинополь. В
короткое время еврейская община этого города достигла численности 30 тысяч
человек и стала крупнейшей в Европе. Однако вскоре его превзошли Салоники,
которые благодаря еврейской предприимчивости стали крупнейшим торговым
центром Средиземноморья. Туда стекалось все больше и больше евреев со всех
концов еврейского мира. Вскоре Салоники превратились в преимущественно
еврейский город и оставались таковым на протяжении четырех столетий.
Нееврейское население составляло меньшинство. Евреи контролировали
торговлю города, его ремесла, промышленность, занимались даже грубым
физическим трудом. Евреи-рыбаки в значительной части обеспечивали город
пищей, а евреи грузчики разгружали суда, заходившие в порт с каждым
приливом.
  3. Испанские иммигранты в Турции составляли не только ценный торговый и
городской элемент, но являлись также единственной частью населения,
обладавшей знанием европейских условий и языков. Поэтому впервые со времен
расцвета мусульманской Испании отдельные евреи стали играть важную, иногда
даже решающую роль в международной политике. Редко бывало, чтобы на службе
у Высокой порты не находился какой-нибудь врач-еврей, как, например, Иосиф
Хамон (ум. в 1518 г.), один из беженцев из Испании, или его сын Моисей
(ум. в 1565 г.), чь„ мнение часто спрашивали при дворе и который иногда
оказывал большие услуги своим единоверцам. Во второй половине XVI века
еврейка Эстер Хиера (ум. в 1592 г) завоевала большой авторитет в
султанском гареме, и иностранные дипломаты считали ее одной из самых
влиятельных персон при дворе.
  Наиболее поразительной была история Иосифа Наси, карьера которого
напоминает страницу из какого-то экзотического еврейского пересказа
арабских сказок "1001 ночи". Он принадлежал к исключительно богатой
португальской марранской семье банкиров, которая после совершенно
невероятных приключений бежала через Нидерланды и Италию в Турцию, где ее
члены сбросили с себя оболочку католицизма и открыто вернулись к иудаизму.
Последующая карьера Наси почти не знала преград. Он достиг высокого
положения при дворе, так что какое-то время он пользовался огромным
влиянием в Турецкой империи. Его теща, мать его жены Грасия Мендес была
известна как самая уважаемая еврейка того времени, очень много
занимавшаяся благотворительностью. Внимания Наси домогались самые
влиятельные круги в Европе. Он мог повлиять на выборы нового короля в
Польше. Он отомстил Испании, поддержав восстание Нидерландов. Он отомстил
Венеции за унижения, причиненные его семье тем, что способствовал
объявлению войны, в ходе которой Венецианская республика потеряла Кипр.
Наси был объявлен герцогом Наксоса и Семи островов. В его Бельведерском
дворце в Константинополе была поистине королевская роскошь. Он щедро
покровительствовал литературе и построил собственную типографию для
печатания еврейских книг (в дальнейшем это дело продолжала его вдова).
Кроме того, он, не колеблясь, использовал дипломатические средства для
защиты своих единоверцев за границей. Ни один еврей тех времен не имел
такой власти, как он.
  За несколько лет до смерти Наси (1579 г.) его политическое влияние
пошатнулось, и верх взяла миролюбивая партия во главе с великим визирем.
Однако реакция против евреев в целом не наступила. Прежнего фаворита никто
не тронул, а вместо него приобрел влияние врач визиря. Это был итальянский
еврей германского происхождения по имени Соломон Ашкенази. Благодаря своим
способностям, знанию языков и тактичности, он приобрел в Константинополе
отличную репутацию и стал пользоваться влиянием, равным лишь влиянию Наси,
хотя и не столь очевидным. Отчасти его усилиям был обязан Генрих Ва-луа
своим избранием на польский трон в 1573 году. Влияние, которое Соломон
Ашкенази имел на венецианского посла, обеспечило отмену эдикта 1571 года
об изгнании евреев из Венеции. В 1574 году этот много разъезжавший врач
был отправлен чрезвычайным посланником в Венецианскую республику, и он
отлично справился с порученной ему миссией.
  Со смертью в 1574 г. султана Селима II закончился золотой век евреев
Турции. Османская империя проявляла признаки упадка. Турецкие евреи в
какой-то степени утратили ту международную широту взглядов, которая была
характерна для первого поколения после изгнания из Испании. Среди них уже
не появлялись выдающиеся государственные деятели. Мы читаем о все более
частых отклонениях от старых норм, об унизительных законах, целью которых
было отделить евреев от правоверных мусульман, о преследованиях со стороны
различных пашей, о терроре янычар. Вместе с тем не было коренной перемены
в политике правительства, не было и крупных катастроф в жизни евреев.
Еврейский народ должен всегда с благодарностью вспоминать Турецкую
империю, потому что в один из самых мрачных периодов в истории евреев,
когда не было иного убежища и надежды на помощь, Турция широко распахнула
двери перед беженцами и приняла всех желающих.
  4. Имена еврейских деятелей XVI века при турецком дворе навсегда останутся
в памяти в связи с предпринятой ими смелой попыткой восстановить еврейский
центр в Палестине. С первоначальным населением, находившимся в полном
упадке после отмены Сангедрина в 925 г., покончили завоевания крестоносцев
и затем татарское вторжение в середине XIII века. Правда, в еврейском
сознании Палестина никогда не утрачивала своего значения. Во все века туда
отправлялись паломники помолиться у могил патриархов и иногда оставались
там жить. Так, например, в 1211 году в Святую Землю отправилось не менее
трехсот английских и французских раввинов. Основателем современного
поселения, однако явился Овадья ди Бертиноро, благочестивый итальянский
ученый, известный своим комментарием к Мишне, который приехал в Палестину

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн