Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»

  Хотя правители Польши обычно хорошо относились к евреям и продолжали
политику Болеслава, отношение населения не всегда было таким же.
Привилегии, предоставленные евреям, задевали как завистливых
поляков-торговцев, так и фанатичных церковников. Христианские иммигранты
из Германии принесли с собой нетерпимость. Церковные синоды требовали
претворить в жизнь антиеврейские постановления Лютеранских соборов. В
середине XV века фанатичный доминиканец Иоанн из Капистрано, неистовый
враг гуситского движения, с таким же успехом возбудил антиеврейские
настроения и эксцессы в Польше, как и в других местах Европы.
  Но по сравнению с соседними странами условия здесь казались более
привлекательными, так как имелось обширное поле деятельности. Поэтому
поток евреев из Западной Европы в Польшу не прекращался. В 1354 году
Казимир Великий, по преданию, под влиянием своей любовницы-еврейки
подтвердил и расширил привилегии, дарованные евреям хартией Болеслава
Благочестивого столетием раньше. Всячески поощрялась предпринимательская
деятельность евреев. Им разрешалось даже нанимать земли у знати и
духовенства или брать землю в заклад. Чтобы обеспечить беспристрастность,
компетенция в спорах, в которых затрагивались интересы евреев, была
оставлена за королем. В 1388 году аналогичные привилегии были
предоставлены евреям Литвы, условия жизни которых, несмотря на временное
изгнание в 1498 году, были очень сходны с условиями жизни их единоверцев в
Польше, с которой Литва объединилась в 1501 году.
  Даже когда период террора в Германии закончился, польские правители
продолжали поддерживать евреев. Правда, нередко случались эксцессы. В
крупных городах, таких, как Краков, Люблин, Познань, имелись еврейские
кварталы со стенами, воротами и стражей у ворот, совсем в немецком или
итальянском духе. Время от времени принимался какой-нибудь законодательный
акт, направленный против евреев, но в целом они могли рассчитывать на
защиту короля, не опасаться за жизнь и имущество, и экономические
возможности были здесь много шире и благоприятнее, чем где-либо. Для
многих поколений евреев Северной Европы Польша казалась землей
обетованной, и в нее непрерывно шел поток новых поселенцев: беженцев,
спасавшихся от резни, молодых людей, искавших применения своим знаниям и
умению, купцов из дальних стран - Италии или Балкан. В 1500 году
численность евреев в Польше оценивается только в 50.000 человек; спустя
полтора столетия она достигла полумиллиона. Как в результате изгнания из
Испании большая часть сефардского еврейства оказалась в Турции и зависимых
от нее странах, так и основная масса ашкеназийского еврейства - остатки
общин средневековой Англии, Франции и Германии - с начала XVI века стала
концентрироваться в Польше и на соседних славянских территориях. От них
происходит большинство современных евреев, разбросанных по всему свету.
  3. Польские евреи отнюдь не ограничавались теми жалкими занятиями,
которыми вынуждены были заниматься их предки или современники в соседних
странах. Среди них имелся очень широкий класс торговцев, занимавшихся
разнообразной коммерческой деятельностью. Многие занимались ремеслами и
мануфактурой. Евреи играли большую роль на крупных ярмарках, являвшихся
центром польской торговли. Богатые евреи брали на откуп сбор налогов, в их
руках был акциз и таможня. Часто они служили финансовыми советниками
короля. Некоторые арендовали земли дворян или короны. Управляющие крупных
имений по всей стране зачастую были евреи. Еврейские общины или отдельные
семьи можно было найти почти в каждом местечке.
  Самой характерной чертой жизни польского еврейства было его замечательное
самоуправление. В 1551 году Сигизмунд Август, последний король династии
Ягеллонов, издал декрет, разрешавший евреям его королевства избирать себе
главного раввина и судей, подчиненных только королю. В их власти было
разбирать все дела, связанные с еврейским правом. Эта мера справедливо
расценивается как Великая хартия еврейского самоуправления в Польше,
поскольку она явилась королевским подтверждением естественного стремления
евреев жить в соответствии со своими традиционными законами.
  Отличительной чертой экономической жизни Польши были крупные ежегодные
ярмарки, устраивавшиеся в разных городах. Сюда устремлялись еврейские
купцы со всех концов страны. Естественно, что, собравшись вместе, они
обсуждали общие проблемы и разрешали спорные вопросы между разными
общинами. В конце концов оказалось, что эти собрания дают отличную
возможность определить ту долю общей подати, которую каждая община-кагал
должна была внести в казну. Королевская власть, конечно, поддержала это
начинание, и постепенно Ваад (Совет) стал полностью управлять еврейской
жизнью в Польше Вначале его власть распространялась на век Польшу и Литву.
Однако Великое Княжеств; Литовское имело свой налоговый аппарат, и потому
еврейские общины Литвы откололись и создали свою отдельную организацию
(1623 г.). Польский Ваад позднее стал называться Советом четырех земель
(Польское королевство включало в себя Великую Польшу, Малую Польшу,
Подолию и Волынь).
  Совет являлся по сути парламентом польского еврейства и обладал такой же
абсолютной властью, как любой иной парламент. Каждый год собирались
пленарные заседания не только на весенней ярмарке в Люблине, но также в
начале лета в Ярославле в Галиции. Во время заседаний польского Сейма в
Варшаве Совет обычно посылал своего представителя (штадлаиа), обычно из
числа близких ко двору лиц, чтобы тот представлял интересы евреев.
  Власть Совета была полной. Помимо распределения налогов, он помогал
проводить в жизнь королевские декреты, издавал законы, регулировавшие
общественную жизнь евреев, и даже предписывал определенный покрой одежды.
Совет делал все, что было в его силах, чтобы устранить соперничество между
евреями. В его руках было обучение еврейских детей; он являлся
апелляционным судом и разрешал споры между общинами. Все свои
постановления Совет мог проводить в жизнь, если возникала необходимость,
под угрозой отлучения от еврейства, опираясь при этом на поддержку
государства. С тех пор, как пришел в упадок еврейский центр в Палестине,
нигде евреи не имели большей автономии.
  4. Как почти всегда бывало в еврейской жизни, ученость следовала по пятам
за массой народа. Вместе со значительной частью немецкого еврейства
постепенно перешло на восток и его интеллектуальное превосходство. В
начале XV века Австрия и близлежащие территории славились выдающимися
еврейскими учеными. Затем первенство перешло к Праге. Отсюда переехал в
Краков знаменитый рабби Яков Поллак (ум. в 1541 г.) - первая крупная
фигура среди еврейских ученых Польши. С его именем особенно связан
любопытный метод изучения Талмуда, возникший в Южной Германии и известный
под названием "пил-пул" ("схоластика"). Он представляет собой своеобразную
умственную гимнастику, опирающуюся на текст из Талмуда. Метод этот был
пустым, бесполезным и в какой-то степени даже святотатственным, но он

Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн