Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 36   37   38   39   40   41   42   43   44  45   46   47   48   49   50   51   52   53   54  » »»

  Новость ошеломила всю страну. Но жертвы не были склонны принять
уготованную им участь без борьбы. Выдающейся фигурой этого периода среди
евреев был дон Исаак Абрабанел (1437 -1508 гг.), в котором, казалось,
возродились все славные традиции прежних веков. Наверное, со времен
Самуила ибн Нагделы испанское еврейство не знало более крупной и
многогранной личности. Плодовитый писатель на философские и религиозные
темы, он был одновременно гениальным финансистом, который когда-то был в
чести у короля Португалии, а теперь служил испанскому монарху. Когда был
обнародован декрет об изгнании, он вместе с одним из его коллег, как
говорят, добился аудиенции у короля и королевы и предложил им огромную
сумму, если они пересмотрят свое решение. Пока те колебались с ответом,
из-за трона выскочил Торквемада и швырнул перед ними на пол распятие.
Глаза его пылали огнем фанатизма. "Иуда предал Учителя за тридцать
сребреников, - воскликнул он, - теперь вы опять хотите продать его. Вот
он, возьмите и продайте!"
Неважно, так обстояло дело или иначе, но решение монархов не изменилось. К
концу июля все евреи, исповедовавшие иудаизм, должны были покинуть пределы
королевства. Когда в летний зной они плелись по пыльным дорогам к границе
или в порты, музыканты по приказанию раввинов играли перед ними веселые
мелодии, чтобы подбодрить измученных людей. Общее число изгнанников весьма
осторожно оценивается в 150 тысяч человек.
  4. Катастрофа 1492 года не ограничилась одной Испанией. Декрет об изгнании
распространялся и на далекие арагонские владения, несмотря на то, что
проблема "тайных евреев" - основной предлог изгнания - была там
неизвестна. К ним относились Сардиния с ее древней процветавшей еврейской
общиной и Сипилия. Здесь, как свидетельствуют материальные памятники,
евреи обосновались еще в начале христианской эры. Условия их жизни
оставались хорошими. Численность их составляла около 30 тысяч человек. Для
испанских правителей все это ничего не значило, Хотя местные власти
просили их пересмотреть решение. Хроники тех времен повествуют, как жители
Палермо стояли на крышах домов и махали руками, прощаясь со старыми
соседями, пока суда, увозившие их, не скрылись вдали.
  Часть изгнанников из Испании и Сицилии нашла прибежище неподалеку, в
независимом Неаполитанском королевстве. Во главе их стоял Исаак Абрабанел,
которого опять оторвали от литературных занятий и пригласили на службу к
королю. Но сначала чума, а затем французское вторжение 1494 года нанесли
им страшный удар. Многим, в частности семье Абрабанела, пришлось опять
бежать. К тому времени Неаполитанское королевство подпало под власть
Арагона. Результат не трудно себе представить. В 1510 и затем в 1Э40 году
евреи были изгнаны и отсюда. Современные экономисты считают, что некоторые
части страны до сих пор еще не полностью оправились от этого удара.
  Кучка беженцев из владений Фердинанда и Изабеллы направилась на север в
королевство Наварры. Но в 1498 году его правители последовали примеру
своих соседей и тоже объявили о всеобщем изгнании евреев. Все пути к
спасению были отрезаны, и большинство жертв покорилось обстоятельствам и
приняло крещение. Немногие евреи, оставшиеся верными религии отцов,
перешли через Пиренеи на юг Франции. Здесь, в тех частях страны, которые
находились под властью графов Прованса, декрет об изгнании 1394 года не
был проведен в жизнь. Но спустя несколько лет остатки древних еврейских
общин Франции были изгнаны и отсюда, и наследники славы Раши и тосафистов
оставались лишь на крошечной территории вокруг Авиньона, подчинявшейся
папскому престолу.
  Основная масса изгнанников из Испании, несколько сот тысяч, избрала
кратчайший путь и перешла границу с Португалией. Ни местные евреи, ни
Государственный совет не жаждали принять такое пополнение. Однако правящий
монарх Жоан II, движимый скорее предчувствием наживы, чем соображениями
гуманности, думал иначе. Лишь кучке богачей, которые были в состоянии
заплатить солидную сумму, было позволено остаться в стране на постоянное
жительство. С другой стороны, все желавшие допускались в страну после
уплаты подушной подати при условии, что они останутся в ней не более
восьми месяцев. Условия этого соглашения не были выполнены. Корабли пришли
забрать беженцев с большим опозданием, к пассажирам на борту относились с
крайней жестокостью и высадили их, вопреки их протестам, на ближайшее
африканское побережье. Все те, кто оставался в стране после истечения
назначенного срока, были объявлены утратившими свободу и проданы в рабство.
  Вскоре Жоан II умер. Его сменил его двоюродной брат Маноэль Счастливый
(1495-1521). Признав, что евреи, не покинувшие вовремя пределов
королевства, не были виноваты в этом, он вернул им свободу и даже
отказался принять подарок, который еврейские общины предложили ему в
благодарность за этот благородный поступок. Но спустя некоторое время
соображения политики заставили молодого короля проявить себя с другой
стороны. У Фердинанда и Изабеллы, объединивших путем брачного союза
Кастилию и Арагон, была дочь Изабелла. Если бы она стала супругой Маноэля,
вполне можно было бы рассчитывать, что их дети будут править всем
Иберийским полуостровом. Однако католические монархи, безрассудно
протестовавшие против того, чтобы кто-либо принимал беженцев из Испании,
могли согласиться на этот брак только при том условии, что Португалия тоже
будет "очищена" от евреев. В Португалии мнения разделились, но инфанта
сама ускорила дело, написав, что она не вступит на землю страны, пока та
не будет очищена от иноверцев. Это решило все.
  30 ноября 1496 года был подписан брачный договор. Не прошло и недели, как
был объявлен королевский декрет, согласно которому евреи и мусульмане
должны были покинуть страну в течение десяти месяцев.
  Не успели просохнуть чернила на декрете, как Маноэль начал учитывать и
другую сторону вопроса. Он понимал всю ценность евреев в качестве граждан
страны и не хотел терять их услуг. Более того, он, похоже, действительно
желал спасти их души, хотели они того или нет. Выход был один. Ради него,
ради государства, ради самих евреев их нужно было заставить принять
христианскую веру.
  Первый удар был нанесем по родителям, несмотря на то, что клерикальная
партия считала задуманный шаг не соответствующим церковному канону. Весной
1497 г. а начале праздника Пасхи был отдан приказ представить в следующее
воскресенье всех еврейских детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет
для крещения. Те, кто не пришли добровольно в назначенное время, были
схвачены королевскими чиновниками и силой погружены в купель.
  Тем временем подошла дата, назначенная для высылки евреев из страны. По
прибытии в столицу, - единственный порт для отправки - евреи были согнаны
на невероятно малой площади и оставлены без еды и питья в надежде, что эти
лишения откроют им глаза на истинную веру. Те, кто все же отказывался
креститься, оставались под стражей, пока не истек срок, предоставленный им

Страницы: «« « 36   37   38   39   40   41   42   43   44  45   46   47   48   49   50   51   52   53   54  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн