Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

северо-западу, названное Самарией. Отныне все царство зачастую стало
называться этим именем. Чтобы развить в стране торговлю, а также охранить
себя от растущей мощи Дамасского царства, Омри вступил в союз с
финикийцами и закрепил его женитьбой своего сына Ахава на дочери царя Тира
Изевели (Иезавель). Политика Омри принесла плоды в царствование Ахава.
Внешние влияния, вызванные союзом с финикийцами, достигли кульминации: из
Тира был перенят культ Ваала (Мелькарта) в его крайней форме, включая
человеческие жертвоприношения. Царица Изевель принесла с собой идеи
абсолютизма, чуждые еврейской концепции монархии.
  С политической и военной точек зрения правление Ахава было, в основном,
успешным до последнего периода. Несмотря на рост ассирийской мощи,
столкновения с Дамасским царством продолжались с переменным успехом.
Постоянно происходили пограничные набеги; временами отряды сирийцев
проникали далеко в глубь страны. Наконец вспыхнула открытая война. После
двух серьезных поражений царь Дамаска Бенхадад запросил мира. Но военные
действия время от времени возобновлялись. В 853 г. до н. э. в попытке
отвоевать обратно Рамот-Гилеад Ахав пал. Ему наследовали по очереди его
сыновья Ахазия (853-852) и Иехорам (852-843). Однако вся власть в Самарии
оставалась в руках царицы-матери Изевели. Консервативному течению
по-прежнему противостояло усиление иноземного влияния и явное отсутствие
справедливости при дворе. В конце концов, консерваторы подговорили Иеху,
самого энергичного полководца Иехорама, заявить претензию на престол. Это
была политическая и религиозная революция. Династия Омри была полностью
уничтожена, последователи культа Ваала безжалостно истреблены.
  3. Династия Иеху правила ровно столетие с 843 до 744 г. до н. э. Сыновья
сменяли отцов в течение пяти поколений - беспрецедентный случай в истории
северного царства. Новая династия отказалась от мысли создать блок
пограничных сирийских государств против растущего могущества Ассирии и
завязала .дружеские отношения с ее великим царем. Это, естественно,
вызвало враждебность со стороны новой династии, пришедшей в это же время к
власти в Сирии. Воспользовавшись моментом, когда внимание Ассирии было
направлено в другую сторону, правитель Дамаска Хазаэль обрушился на южного
соседа. Поражение следовало за поражением. Наконец, при правлении сына
Иеху Иехоахаза (816-800) Самария подверглась осаде и была спасена лишь
благодаря внезапной панике в стане врага.
  При правнуке Иеху Иеровоаме II (785-745) ненадолго вернулась спокойная
жизнь старых времен. Внутренние распри временно остановили рост
ассирийского могущества. Дамаск не являлся больше серьезным соперником.
Израиль был сильнее всех мелких сирийских государств, и, как при Давиде и
Соломоне, его власть распространилась на соседние территории от реки Оронт
в Сирии до Красного моря. Опять под израильским контролем находились
важные караванные пути по обе стороны Иордана. Возродились торговля и
ремесло. Заметный приток средств в страну прив„л к соответствующему
увеличению роскоши. Это, в свою очередь, вызвало нарушения морального и
религиозного закона, против которых яростно выступали пророки Амос и Хошеа
(Осия).
  Однако династия Иеху кончилась, как и началась, кровью. Когда в 744 г. до
н. э. был убит сын Иеровоама Захария, страна погрузилась в полуанархию. В
течение следующих 10 лет пять правителей сменяли один другого на троне;
только один из них умер своей смертью. Египет и Ассирия имели в стране
своих сторонников и плели дворцовые интриги. В 736 г. в результате мятежа,
поднятого сторонниками Египта, на престол взошел Пеках бен Рамалия. При
нем Дамаск и Израиль вместе с несколькими филистимскими и финикийскими
городами создали коалицию против Ассирии. В молниеносной войне они были
разбиты наголову. Израиль потерял Гилеад и северные провинции, население
которых было угнано в плен. Пеках был свергнут оппозиционной партией и
убит (734 г. до н. э.). Его убийца Хошеа вступил на престол. То, что
Дамаск после двухлетней осады пал (732 г.) и таким образом с его
соперничеством было покончено, лишь усугубляло положение: между Израилем и
Ассирией теперь никто не стоял.
  4. Смена правителя Ассирии и временное обращение ассирийских интересов на
север, а также надежда на достижение полной независимости - все это
заставило Хошеа прислушаться к подстрекательству Египта. Было достигнуто
соглашение с правящим фараоном, и Израиль демонстративно отказался платить
Ассирии тяжелую ежегодную дань. Расправа была скорой и ужасной. Салманасар
V бросил армию на юг. Обещанная египтянами помощь, как это часто бывало,
не появилась. Хошеа был захвачен и посажен в тюрьму, а затем, конечно,
убит. Самария подверглась осаде. Месяц за месяцем держался город, что само
по себе свидетельствует о прочности его положения и массивности
укреплений. После трехлетней осады преемник Салманасара Саргон взял город
и разрушил его до основания (721 г. до н. э.). В соответствии с неизменной
и безжалостной политикой Ассирии наиболее ценная часть населения, включая
знатных и богатых граждан, была уведена в плен в глубь империи. Здесь,
оторванные от земли отцов и смешанные с другими народами, они не были
опасны.
  Спустя несколько лет (715 г.) в результате еще одного местного бунта
карательная экспедиция ассирийцев повторилась, возможно, даже в большем
масштабе. Самария была превращена в несколько ассирийских провинций,
каждая со своим губернатором. Военный гарнизон был усилен переселенцами из
центральных районов империи, которые выполняли в Палестине те же функции,
что палестинские изгнанники должны были выполнять в других местах.
  В конце концов, переселенцы смешались с местным населением Палестины и
частично переняли их традиции. Так возник новый народ, впоследствии
названный - по их столице Самарии - самаритянами. Родственные своим
иудейским соседям по крови и по культуре, они имели свои политические
интересы и потому духовно и политически не вполне идентифицировались с
евреями, чье место они заняли.
  Уведенные в плен израильтяне в конце концов растворились среди народов,
вместе с которыми их поселили, либо смешались со своими иудейскими
сородичами, с которыми они вступали в контакт. Правда, еще в течение
многих поколений отдельные лица могли проследить свое происхождение от
того или иного израильского племени. Но политическая независимость и
духовное своеобразие Северного Царства остались в прошлом. Отныне самое
характерное и самое жизненное в национальном сознании сконцентрировалось в
Иудейском царстве.

  IV. ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО
1. История Иудейского царства резко отличается от истории Израиля. В целом
она была спокойной, лишенной по крайней мере внутренних раздоров. В доме
Давида всегда находился наследник престола великого предка, и до самых

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн