Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

записи сохранили имена по меньшей мере шести и". ?земных правителей, под
властью которых находился весь еврейский народ или часть его в
десятилетие, последовавшее за смертью Иошуа. Лишь в очень редких случаях,
как, например, когда против евреев выступила коалиция северных княжеств
под руководством хананейского правителя города Хацора, евреи забывали свои
внутренние распри и совместно боролись с врагом. Но, несмотря на все
помехи, завоевание постепенно продолжалось.
  К XII веку до н.э. население Палестины в ее исторических границах стало
уже довольно однородным. Сохранялись еще многочисленные остатки язычества,
но древние монотеистические идеалы Израиля заняли главенствующее
положение. Вывшие пастухи оставили свою кочевую, жизнь и превратились в
земледельцев. По всей стране на каждом пригодном для обработки клочке
земли стояли небольшие города и села. Строй был примитивный. Некоторое
смутное национальное чувство выражалось в общем религиозном культе,
который в свою очередь укреплял это чувство. В случае опасности племена
приходили друг другу на помощь. Даже роды, жившие за Иорданом, несмотря на
их изолированное положение и специфические интересы, рассматривались как
часть единого народа.
  Сама по себе племенная организация была очень слабой. Каждый город или
деревня представляли собой независимую единицу, которой правили
старейшины. Временами какая-нибудь выдающаяся личность приобретала более
широкое признание, обычно благодаря военным заслугам. Тогда такой человек
мог "судить" народ (или часть его) в течение некоторого времени. Нам
известны несколько таких судей из темного периода, последовавшего за
смертью Иошуа: Дебора, сумевшая создать временную коалицию почти всех
племен против хананейской угрозы на севере, которую возглавили царь города
Хацора.и его военачальник (или союзник) Сисера; Эхуд, который убил
занимавшегося разбоем царя Моава и тем обеспечил на некоторое время мир;
Гидеон, с помощью военной хитрости разбивший малыми силами мидианитян;
Ифтах (Иеффай), знаменитый разбойник из Гилеада, который помог разбить
аммонитян. Известен также ряд других, более туманных фигур.
  Как правило, не хананеи выступали врагами Израиля (за исключением
упомянутого случая с Деборой). Обычно это были пришельцы из-за Иордана,
желавшие повторить тот путь, который проделал Израиль. Борьба с врагом
помогала сплотить все население воедино. Египет, утративший свое влияние,
все еще сохранял номинальную власть над страной. В те редкие годы, когда
израильтяне были достаточно сильны, чтобы отстоять себя и прекратить
распри, земля, как говорит Библия, "отдыхала".
  Периодически между племенами вспыхивали междоусобицы. Так, однажды чуть не
было уничтожено все племя Вениамина из-за нарушения закона на его
территории. Один раз была сделана попытка установить монархию со столицей
в Шхеме (Авимелех, сьн упоминавшегося выше Гидеона). Но духовным центром
страны был Шило, где помещалась национальная святыня - "Скиния Завета",
сделанная, согласно традиции, во время сорокалетних странствий по пустьме.
Ей поклонялся весь народ. Так, при обстоятельствах, которые большей частью
сейчас для нас покрыты мраком неизвестности, еврейский народ провел три
едва ли не самых важных века своего существования.

  Примечание к главе I
Касаясь библейского периода, автор следовал в общих чертах традиционному
повествованию, опустив сверхъестественный элемент и излагая события
последовательно и современным языком. Это отнюдь не связано ни с
обскурантизмом автора, ни с его невежеством в области библейской критики,
с которой он как раз постарался познакомиться поближе. Однако, вопреки
распространенному мнению, критический подход никоим образом не является
неуязвимым. Более того, его выводы постоянно меняются, от поколения к
поколению, чуть ли не из года в год. До сих пор критицизм не смог
противопоставить традиционному рассказу свой, который получил бы всеобщее
признание. Большинство книг по истории превращаются, по сути, в обсуждение
источников. С другой стороны, установилось резко отрицательное отношение к
радикальной школе прошлого века.
  По какой-то иронии судьбы популяризация этих концепций обычно отстает от
прогресса науки, так что зачастую неспециалист знакомится с "новыми"
взглядами тогда, когда в научных кругах от них уже отказались.
  Таким образом, невозможно дать очерк происхождения еврейского народа,
который, во-первых, получил бы всеобщее одобрение хотя бы со стороны
сегодняшней библейской критики, а во-вторых, смог бы сохранить свое
значение в течение 10-20 лет. С другой стороны, похоже, что традиционный
рассказ никогда полностью не утратит своего значения.
  Есть еще одно соображение, возможно, более основательное. Имеется как
объективная, так и субъективная историчность. Личность, образ которой
народ хранит в своем сердце многие столетия, приобретает значение вне
зависимости от того, существовала она на самом деле или нет. В событиях,
которые легенда связывает с именем такой личности, кристаллизуется в
определенной степени национальный идеал поведения. Уже сама вера в то, что
такие события имели место, может оказать глубокое влияние на дальнейший
ход истории. Таким образом, жизнеописание праотцев и последующие эпизоды,
независимо от того, подлинны они или выдуманы, составляют существенную
часть предыстории и самосознания еврейского народа, и потому немыслимо
пренебрегать ими.

  II. СТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ
I. В начале XII века до н. э. какой-то местный переворот (возможно - жажда
наживы) вызвал крупную миграцию населения с Крита и с побережья Малой Азии
на юг. Переселившиеся филистимляне или "морские народы" оказались на
богатой прибрежной равнине к северу от Синая. Здесь они обосновались без
особого труда. В руках конфедерации пяти их городов-государств, каждым из
которых правил собственный тиран-"серен", оказался главный путь из Азии в
Африку. Филистимляне произвели такое большое впечатление на античный мир,
что всю страну стали называть по их имени Палестиной.
  Едва обосновавшись на побережье, неутомимые захватчики двинулись в глубь
страны. Израильтяне оказались под постоянной угрозой набегов. Первым
почувствовало удар пограничное племя Дана. Какое-то время помогал
сдерживать натиск некий Самсон, человек огромной силы и очень находчивый,
который стал героем многих еврейских сказаний. В конце концов, он был
пойман и ослеплен, правда, как повествует рассказ, при своей гибели он
уничтожил больше врагов, чем при жизни. Атаки филистимлян участились.
Наконец, племя Дана, в котором оставалось не более 600 воинов, вынуждено
было покинуть свою территорию и искать прибежища на крайнем севере страны,
где оно, в свою очередь, вытеснило прежных поселенцев. С тех пор выражение

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн