Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Рот Сесиль - История евреев с древнейших времен по шестидневную войн

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 88
Размер файла: 597 Кб
Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88  »

  ХХХШ. ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА

  1. Мнимый триумф над двумя западными державами, искусно преувеличенный,
значительно повысил престиж египетского диктатора, который мог теперь
представить свое позорное поражение как победу. Он пытался стать лидером
афро-азиатских стран, которые теперь стремились к новому самоутверждению,
заключил недолговечный политический союз с Сирией, создав угрозу Израилю с
двух флангов. Суэцкий канал оставался закрытым для израильских судов,
несмотря на международные договоры и специальные обещания и обязательства,
данные Израилю. Тем не менее, условия теперь значительно улучшились в
некоторых отношениях. Блестящий успех Синайской кампании оказался суровым
уроком для арабских государств и принудил их воздержаться от провокаций,
результатом чего явилось временное сравнительное спокойствие на границах.
Кроме того, присутствие войск ООН вдоль южной линии перемирия положило
конец жестоким набегам, которые в значительной степени явились причиной
Синайской кампании. Отныне крестьяне в пограничных поселениях могли вести
свое хозяйство и обрабатывать землю в сравнительной безопасности.
  Открытие для Израиля судоходства в Акаб-ском заливе, выход из которого в
Шарм а-Шейхе теперь также был занят силами ООН, принесло значительные
изменения перспективы и географического положения государства Израиль.
Огромные безводные пространства Негева, до сих пор считавшиеся почти
совершенно непригодными для заселения, получили мощный толчок к развитию.
Были созданы поселения, основаны отрасли промышленности, построены города.
Был разработан смелый проект обеспечения района водой для целей ирригации.
Те, кто был в прошлом знаком со старой Веер-Шевой, маленьким бедуинским
поселением в безлюдной пустыне, увидели там большой, благоустроенный
город, утопающий в зелени.
  Порт Эйлат подвергся значительному расширению и, с усовершенствованием
автомобильных дорог и прокладкой железнодорожных путей, стал важным
центром связи в стране. Еврейский торговый флот начал бороздить Акабский
залив и Красное море. В результате этого были установлены торговые и
дипломатические отношения со многими странами Индийского океана. Некоторые
африканские государства заинтересовались достижениями Израиля; его опыт
возделывания труднообрабатываемой почвы и развития промышленности
буквально на пустом месте имел для них огромную ценность.
  Страна, наконец, получила возможность реально воспользоваться
преимуществами своего географического положения, тем, что она образует как
бы мост между тремя континентами Старого Света в материальном и духовном
смысле. Не будучи исторически связан с какой-либо колониальной
эксплуатацией, Израиль мог служить каналом, через который лучшее в
западной культуре, естественной частью которой он являлся, могло
передаваться тем странам, с которыми он теперь поддерживал все более
тесные связи. Молодых мужчин и женщин многих стран Африки к Азии можно
было теперь постоянно встретить на скамьях Еврейского университета или в
кубицах, где они знакомились с методами, нормами и идеалами этой древней и
юной страны, у которой они могли многому научиться. В этом смысле значение
и влияние нового Израиля значительно превосходит его размеры и численность
населения.
  Однако опасность продолжала существовать. Соседние арабские страны,
упорные в своей вражде, сумели получить поддержку своей политике со
стороны недавно возникших мусульманских государств, в которых судьба давно
проживавших там евреев быстро ухудшалась. Вероятно, это произошло бы в
любом случае в результате растущей волны национализма и неприязни к
европейцам. Новым фактором было существование теперь страны-убежища, в
которой евреи-беглецы могли обрести родину.
  Вынужденный уход западных государств из восточного и южного
Средиземноморья оставил Израиль несколько изолированным в политическом и
военном смысле. Вытекающая из этого необходимость постоянной боевой
готовности потребовала затраты непропорционально большой доли
государственных средств на вооружение. Но это также имело свою оборотную
сторону. Постоянная необходимость быть начеку, несомненно, укрепила
характер народа. У его молодежи развился дух несокрушимой уверенности в
себе. В течение долгого кошмара диаспоры для евреев как народа была
характерна робость; в настоящее время отмечают, что израильской молодежи
страх просто незнаком.
  Постоянные опасности, угрожавшие и угрожающие новому государству, сделали
невозможным для еврейских общий мира отказаться от солидарности, которую
они столь эффективно проявили при его возникновении. В результате Израиль
помог еврейскому народу в целом восстановить чувство единства даже в век
упадка религии. И там, где религиозность теперь в какой-то мере
возродилась, она связывается с сознанием своем причастности к великим
еврейским начинаниям на древней земле Израиля.
  2. В последующие годы становилось все яснее, что создание государства
Израиль было в самом полном смысле этого слова предопределено. В течение
XIX века область еврейского расселения в мире увеличивалась. Обычно это
сопровождалось улучшением экономического и политического положения евреев,
и они завоевали юридическое равенство со своими согражданами по крайней
мере в странах Западной Европы и их заморских владениях. Именно при этих
обстоятельствах они утвердились в известной степени на Дальнем Востоке и
создали новые общины в Центральной Африке, а евреи мусульманских страх
воспряли из своего состояния средневекового упадка. Мир XIX века был
либеральным миром, который, под влиянием Западной Европы выдвинул идею
национального самосознания на основе социального единообразъя, а не
религиозной ортодоксии.
  В течение двадцатого столетия происходил общий отход от этой концепсии.
Как мы уже видели, новые формы идеологии отрезали значительную часть
еврейства Восточной Европы, игравшую важную роль в еврейской культурной
жизни, от их единоверцев в других странах во время становления коммунизма
после первой мировой войны. Теперь измученные евреи Центральной Европы,
уцелевшие от нацистских зверств, были обречены на духовное самоубийство. В
других частях мира, соответственно уменьшению общего европейского влияния,
еврейские общины-как давние, члены которых в значительной степени являлись
коренными жителями, так и созданные новыми иммигрантами из Европы -
слабели и оказывались иногда на краю исчезновения. В мусульманских
государствах Средиземноморья новый национализм, подкрепленный религией,
независимо от напряжения, созданного на Ближнем Востоке арабо-из-раильским
конфликтом, делал положение евреев все более опасным и непрочным.
Например, в Алжире, где местные евреи были первыми, получившими сто лет
назад французское гражданство, это привилегированное положение обернулось

Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Рот Сесиль, История евреев с древнейших времен по шестидневную войн