|
Главная - Наука - Биология
Сибрук Вильям - Современный чародей физической лаборатории Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 643 Кб Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » По этим причинам полет бумеранга, суть которого в возвращении к
метателю, казался идеальным для эксперимента. Я взял с собой Маргарет на
целый вечер и бросал свои бумеранги. Она смотрела, как они летают, кружась в
воздухе, и возвращаются к моим ногам, и ковыляла, чтобы помочь мне принести
те, которые не вернулись. Я держал ее около себя, и несколько раз ее
приходилось "выхватывать" с пути возвращающегося орудия. Я никогда не
показывал ей их потом, но больше чем через месяц стал спрашивать ее каждый
день: "Помнишь ли, как папа что-то кидал?"
Некоторое время, если она и отвечала что-нибудь, то просто "да", что
ничего еще не доказывало. Но в один прекрасный день она прибавила:
"прилетают назад".
После этого целый год до тех пор, как ей исполнилось три года, я
повторял вопрос все реже и реже. Теперь, взрослой женщиной, она ясно помнит
полеты бумеранга в тот день в Берлине, и как они кружатся в воздухе -- это
ее первое детское воспоминание... хотя ее мать и говорит обычно: "Нет, она
помнит только то, что ей все время рассказывал отец".
"Я и сейчас ничему этому не верю, -- сказала мистрис Вуд весело, -- и
теперь, наверное, уже не остановишь вас и не удержишь от рассказа об
Элизабет".
Доктор Вуд засиял, приняв это за приглашение, и сказал мне: "Вы видели
у нас большой камин, соединенный со старой голландской печью? Когда моей
внучке было года полтора, я ставил перед его черной "пещерой" маленькую
бронзовую собачку и клал ей на голову "пуговицу" германского пушечного
пороха, -- я привез с войны целый мешок его. Он действительно похож на
тяжелую пуговицу -- толстый черный диск с дырой посередине. Держа внучку на
коленях, я подносил к нему спичку. Он вспыхивал ярким желтым пламенем и
горел около пяти секунд.
"Это фази-вази", -- говорил я ребенку.
Я повторял эксперимент каждый день целую неделю, всегда говоря
"фази-вази", или "Помнишь "фази-вази?", каждый день в течение целого месяца,
пока ее мать не увезла ее с собой. Я был полон надежды, что ее мать будет
спрашивать ее насчет "фази-вази" во время их отсутствия. Однако реакции
маленькой Элизабет отличались от ответов Маргарет, которая всегда вежливо
отвечала мне "да". Мои вопросы так же надоели ребенку, как и взрослым членам
моей семьи, и' если я говорил ей: "Помнишь фази-вази?", она всегда отвечала:
"Нет". Иногда она при этом смеялась. Поэтому я никак не мог установить,
помнит она что-нибудь или нет.
Это открылось, когда ей было уже пять лет. Я уже долго не произносил
нелюбимых ею слов, как вдруг однажды за завтраком она посмотрела на меня и
прошептала: "фази-вази".
Я сказал: "Что?"
Она повторила, уже громче: "фази-вази".
Я повернулся к ее матери и спросил: "О чем она говорит?"
Ее мать ответила: "Не знаю".
Маленькая чертовка поколебалась один момент, а потом сказала с
триумфом: "Вы тоже знаете! Вы ставили собачку в камин и клали ей на голову
огонь"".
Маленькая Элизабет совершенно очевидно была "отщепенцем" и ничего не
хотела слышать об экспериментах дедушки. Мне больше всего нравится рассказ
об эксперименте с памятью и поездке на возу сена. Когда она была совсем
маленькая, ее и ее такую же маленькую подругу Нэнси посадили на воз с сеном.
Потом доктор Вуд стал приставать к ней со своим "Вспомни..." Она не хотела
быть "морской свинкой". Она всегда отвечала "нет" или вообще ничего. Когда
на следующий год начался сенокос, ее мать спросила ее открыто: "Ты помнишь,
как в прошлом году каталась на возу с сеном?"
Она с упреком посмотрела на дедушку, потом на мать взглядом, полным
возмущения, и ответила:
"Нет. И Нэнси я тоже не помню".
Я соглашаюсь с мистрис Вуд и другими консервативными членами семьи, что
трудно вывести что-нибудь из истории с бумерангом: Маргарет сама могла
ошибиться или могла случайно увидеть или услышать что-нибудь, описывавшее
или повторявшее первоначальное событие. Но мне кажется, что история с
поездкой на возу доказывает ряд занятных вещей, которые детские психологи
игнорируют.
Что же касается основной теории доктора Вуда, которую он продолжает
защищать, -- может быть, вы что-нибудь и открыли, профессор, но забрели из
своей области науки в область Ватсона. Доктор Вуд уверен, что он подтвердил
свою теорию, что память о событиях можно "закрепить" ассоциациями даже в
случае детей, которым еще нельзя напомнить о событии словами. В своей
автобиографической "Каким я его помню", покойный Ганс Цинсер писал:
"Память маленьких детей похожа на кинопленку, на которую улавливаются
длинные серии некоординированных впечатлений. Обычно большинство их с годами
стирается. И только здесь или там, в самом раннем возрасте, впечатление
врезается в память с такой яркостью, что остается на всю жизнь. Мое первое
воспоминание относится к возрасту между одним и двумя годами. Оно похоже на
слабо запомненный сон, и я только позднее узнал, что оно основано на факте.
Я помню облака на голубом небе, на фоне которых качаются мачты и реи
корабля, и в то же время песенку на немецком языке. Позже я узнал, что когда
я был ребенком, меня брали за границу и что мой отец часто сидел на палубе
старой "Мозеле" и, укачивая меня, пел мне песенку. Когда я был мальчиком, я
часто -- особенно перед сном -- видел качающиеся реи, облака, голубое небо и
слышал песенку".
Доктор Вуд считает, что воспоминание о море и снастях корабля
вызывалось частым повторением песенки в последующие годы и что именно эта
слуховая ассоциация закрепила зрительное впечатление. Он предлагает
эксперимент об ассоциативной памяти, который, как он надеется, испробуют
какие-нибудь предприимчивые родители, заинтересовавшиеся психологией детей,
на младенцах, еще не умеющих говорить. Опыт включает ощущения света, запаха
и звука. Он говорит, что надо попробовать его на детях не старше одного года
и уверен, что "первое воспоминание" можно отодвинуть назад до удивительных
пределов. Как хорошо известно, запахи и звуки сильно стимулируют память о
давно прошедших событиях. Зрительное ощущение цветного колеса, вращающегося
на темном фоне, или что-нибудь в этом роде, должно быть внезапно
преподнесено ребенку, и в то. же время надо сыграть простую, но определенную
мелодию, скажем, на детской шарманке, и одновременно наполнить воздух
запахом при помощи пульверизатора -- таким, который, по возможности, потом
не встречался бы.
Затем ребенку надо периодически демонстрировать два "напоминающие
явления" -- например, мелодию и запах, которые, как Вуд уверен, вызовут и
закрепят воспоминание о более красочном событии -- пестром, ярко окрашенном
Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |